Может ли водитель трудиться в ночное время

Содержание
  1. Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
  2. По какому графику может работать водитель
  3. Учет рабочего времени водителя
  4. Что входит в рабочее время водителя
  5. Перерывы для отдыха и питания
  6. Ежедневный (междусменный) отдых
  7. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)
  8. Ежегодный отпуск
  9. Как оплачивается работа в ночное время
  10. Кого нельзя привлекать к труду в ночное время
  11. Документальное оформление труда в ночное время
  12. Принимаете нового сотрудника
  13. Переводите подчиненного на труд в ночную смену
  14. Оформление по совместительству
  15. Привлекаете разово
  16. Как оплатить ночную смену
  17. Выходные и праздники
  18. Сверхурочное время
  19. Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2021
  20. Методы учета рабочего времени
  21. Рабочее время водителя
  22. Периоды труда и отдыха
  23. График работы водителей и другие документы
  24. Тахографы
  25. Работа сутками по Трудовому кодексу, ее основные правила и особенности
  26. Основные правила суточной работы по Трудовому кодексу
  27. Понятие суточной работы
  28. Норма рабочего времени
  29. Отдых работника при смене 24 часа
  30. Право на сон при данном графике
  31. Управление автомобилем в ночное время
  32. В чем особенность вождения ночью?
  33. Как правильно управлять автомобилем ночью?
  34. Управление автомобилем в плохую погоду
  35. Ночь и снег
  36. Ночь и туман
  37. Ночь и дождь
  38. Заключение

Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Может ли водитель трудиться в ночное время

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:

  • По какому графику может работать водитель.
  • Учет рабочего времени водителя: сколько часов в день он может работать.
  • Что входит в рабочее время водителя.
  • Какие виды отдыха водителя существуют.
  • Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси.
  • Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя.
  • Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
  • Как оплатить штраф за нарушение РТО.

По какому графику может работать водитель

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Учет рабочего времени водителя

Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.

1. Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.

2. Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.

При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:

  • пассажирских перевозках в городе или пригороде,
  • перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.

Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Важно: если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.

Что входит в рабочее время водителя

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
  • Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
  • Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.

Важно: Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%.

Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них.

Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.

Перерывы для отдыха и питания

На перерыв может быть отведено от 30 минут до 2 часов. Если рабочий день (смена) длится больше 8 часов, то перерыва может быть два, но их суммарная продолжительность также не должна быть меньше получаса или превышать 2 часа.

Ежедневный (междусменный) отдых

Продолжительность такого отдыха, если сложить его с перерывом на отдых и питание, должна быть минимум в 2 раза больше предшествующего ему рабочего дня (смены). Например, после 8-часовой рабочей смены водитель должен отдохнуть не меньше 16 часов, прежде чем заступать на следующую.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых не должен быть короче 12 часов. На регулярных городских и пригородных перевозках он может быть сокращен до 9 часов.

Но сразу после смены, которая шла за таким укороченным ежедневным отдыхом, водитель по письменному заявлению вправе отдохнуть не менее 48 часов.

На международных перевозках водитель может отдохнуть в пунктах промежуточных остановок не менее 11 часов. Подробнее читайте в пункте 25 Приказа Минтранса №15.

В любом случае, ежедневный отдых водителя от управления транспортным средством должен быть непрерывным.

Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни)

При пятидневке — выходных два, при шестидневке — один. Общая продолжительность еженедельного непрерывного отдыха водителя не должна быть менее 42 часов. Об этом говорится в пункте 26 Приказа Минтранса №15.

При суммированном учете рабочего времени выходные каждый раз могут устанавливаться на разные дни недели согласно графикам сменности. При этом выходных в текущем месяце должно быть не меньше, чем полных недель этого же месяца.

Водители могут привлекаться на работу в нерабочие праздничные дни, если специфика их труда связана с:

  • деятельностью, приостановка которой невозможна по производственно-техническим условиям;
  • обслуживанием населения;
  • ремонтными и погрузочно-разгрузочными работами.

Другие случаи и условия привлечения сотрудников к работе в выходные и праздничные дни описаны в статье 113 Трудового кодекса РФ.

Ежегодный отпуск

Водителям, как и работникам других специальностей в России, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней.

Для водителей с ненормированным рабочим днем предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск на срок не менее 3 дней. Конкретная его продолжительность определяется нормативными документами организации, ПВТР или коллективным договором.

За вредные или опасные условия труда также полагается дополнительный отпуск минимум на 7 дней. Опасной или вредной работа признается по результатам специальной проверки. В любом случае, это должно быть указано в трудовом договоре.

Подробнее на странице:

https://onlinegibdd.ru/articles/view/rezhim-truda-otdiha

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb61f5684802400aaee8c4f/rejim-truda-i-otdyha-voditelia-kak-ne-poluchit-shtraf-5ec6786de5a7137a07dae2b0

Как оплачивается работа в ночное время

Может ли водитель трудиться в ночное время

Оплата работы в ночное время по Трудовому кодексу — это гарантированная доплата трудящимся, если работа осуществляется в ночное время суток. Работодателю важно соблюдать нормы трудового права при привлечении подчиненных к труду в ночное время.

Ст. 154 ТК РФ устанавливает гарантированную доплату за выполнение трудовых функций в ночное время. По стандартным правилам, если условия работы сотрудника отличаются от нормальных, ему причитается оплата в повышенном размере. Ночной труд — это работа в условиях, которые отличаются от нормальных. Наравне со сверхурочными часами, трудом в выходные и праздники.

Ч. 1 ст. 96 ТК РФ устанавливает, какое время считается ночным согласно Трудовому кодексу, — это период с 22:00 вечера до 06:00 часов утра. Если работодатель привлекает подчиненного к труду ночью, то он обязан доплатить. Минимальный размер доплаты гарантирован Постановлением Правительства №554 от 22.07.2008. Это 20% от часовой тарифной ставки за каждый час.

Размер доплаты устанавливается в трудовом договоре с работником и в коллективном договоре работодателя. Причем наниматель вправе установить доплату в повышенном размере, но не ниже, чем установлено законодательными актами. Например, компания вправе производить доплату в размере 50% за каждый час.

Кого нельзя привлекать к труду в ночное время

По общим правилам, ночное время в трудовом законодательстве определяется как труд в условиях, отклоняющихся от нормальных. Некоторых работников запрещено привлекать к рабочему процессу с ненормальными условиями. Других работников допускается привлечь, но только с их письменного согласия.

Кого нельзя привлечь к труду ночью:

  • беременных женщин;
  • несовершеннолетних сотрудников (кроме спортсменов и творческих работников);
  • сотрудников, у которых есть медицинские противопоказания для ночного труда.

Кто вправе отказаться от труда ночью:

  • мамочки, которые воспитывают деток в возрасте до 3 лет;
  • работники с инвалидностью;
  • родите и опекуны, воспитывающие детей инвалидов;
  • сотрудники, которые ухаживают за больными членами семьи по медпоказаниям;
  • отцы/матери, воспитывающие детей до 5 лет в одиночку;
  • опекуны и попечители, которые воспитывают детей до 5 лет без матери.

Если в вашей организации трудятся перечисленные работники, то при привлечении в ночную смену, ознакомьте их под подпись с их правом отказаться. Если подчиненные согласны на ночные часы труда, то оформите согласие в письменном виде. Дополнительно рекомендуем запросить у такого специалиста медицинское заключение о состоянии здоровья и об отсутствии противопоказаний к работе ночью.

Документальное оформление труда в ночное время

Правила документального оформления зависит от того, как наниматель привлекает подчиненных к работе ночью. Руководствуйтесь правилами.

Принимаете нового сотрудника

Если принимаете нового специалиста в штат для ночной работы, то оформите трудоустройство по общим стандартам:

  1. Оформите трудовой договор. В нем пропишите условия труда и то, как оплачиваются ночные часы по трудовому кодексу.
  2. Издайте приказ о приеме.
  3. Ознакомьте подчиненного с правилами внутреннего трудового распорядка, положениями коллективного договора и прочими локальными нормативами.

Переводите подчиненного на труд в ночную смену

С согласия работника возможен перевод на должность, которая предусматривает работу ночью. В таком случае оформите дополнительное соглашение к действующему трудовому договору.

Если подчиненный не согласен на перевод, то работодатель вправе перевести его в принудительном порядке, согласно ст. 74 ТК РФ, при наличии реальных оснований. Необходимо уведомить подчиненного не позднее чем за два месяца до перевода.

Оформление по совместительству

Следуйте инструкции:

  1. Заключите с подчиненным дополнительный трудовой договор о работе в ночное время по совместительству.
  2. Издайте приказ о приеме подчиненного на труд по совместительству.
  3. Внесите запись в трудовую книжку подчиненного, если он об этом попросит и если он ваш основной работник.

Привлекаете разово

При разовом привлечении к труду ночью получите его согласие и, если он согласен, издайте приказ. В распоряжении указываются:

  • Ф.И.О работника;
  • причина и дата привлечения;
  • доплата за ночные часы по трудовому кодексу;
  • иная информация.

Если привлекаете работника, который вправе отказаться, потребуется оформить дополнительные документы: об ознакомлении его с таким правом, о согласии на такую работу.

Отработанные ночью часы в табеле учета рабочего времени обозначайте кодом «Н» или «02». Если иные коды и обозначения не предусмотрены формой табеля, используемого у работодателя.

Как оплатить ночную смену

Рассмотрим, как оплачивается ночная смена по Трудовому кодексу. Формула расчета стандартная:

Размер доплаты=Часовая тарифная ставка*20% (работодатель вправе установить повышенный размер доплаты)*Количество часов, отработанных ночью (в период с 22:00 по 06:00)

Пример расчета:

Тарифная ставка работника в час — 200 руб. В апреле 2021 года сотруднику необходимо отработать 68 ч ночью. Трудовым договором установлена повышенная оплата в размере 30% от часовой ставки.

Размер доплаты = 200 руб. * 30% * 68 ч = 4 080 руб.

Выходные и праздники

Если работник привлекается к труду ночью в праздничный или выходной день, то ему причитается две доплаты:

  • гарантированная надбавка за ночные часы по Трудовому кодексу РФ;
  • повышенная оплата за труд в праздничный/выходной день (либо дополнительное время отдыха).

Каждую из гарантированных выплат бухгалтер рассчитывает отдельно. Полученные результаты следует сложить.

Напомним, что работа в праздники и выходные оплачивается не менее чем в двойном размере. Либо сотруднику представляется дополнительное время отдыха. Все праздничные дни установлены ст. 112 ТК РФ. Выходными днями считаются те дни, которые являлись не рабочими для сотрудника по графику. Это не только суббота и воскресенье, а любой день недели, согласно рабочему графику подчиненного.

Пример расчета:

Специалист с часовой ставкой 500 руб. в январе работал в праздник 7 января 10 ч, из них в ночное время — 5 ч. Считаем доплаты сотрудника:

  1. Доплата за работу в праздник: 500 руб. * 10 ч * 2 = 10 000 руб.
  2. Доплата за работу в праздничную ночь: 500 руб. * 20% * 5 ч = 500 руб.
  3. Итого доплата за январь = 10 500 руб. (10 000 + 500).

Сверхурочное время

Время, отработанное ночью сверхурочно, оплатите как сверхурочную работу. Доплату за работу ночью рассчитайте отдельно. Результаты сложите. Порядок того, как считаются ночные часы по Трудовому кодексу и сверхурочная работа, определяет Письмо Минтруда №14-1/ООГ-7353 от 04.09.2021.

Сверхурочные оплачивайте по стандартному правилу. За первые два часа причитается оплата не менее чем в полуторном размере, за остальные часы платите не менее чем в двойном размере.

Пример расчета:

Работник с часовой ставкой 400 руб. в январе работал сверхурочно 5 ч, из них в ночное время — 2 ч. Считаем доплаты:

  1. За работу ночью: 400 руб. * 20% * 2 ч = 160 руб.
  2. За сверхурочные часы: 400 руб. * 1,5 * 2 ч + 400 руб. * 2 * 3 ч = 1 200 руб. + 2 400 руб. = 3 600 руб.
  3. Итого: 3 760 руб. (160 + 3 600).

Источник: https://ppt.ru/art/tk/rabota-v-nochnoe-vremya

Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2021

Может ли водитель трудиться в ночное время

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2021 № 170, который вступил в силу 5 июня 2021 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.

Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

ПериодФактическое времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление ТС30 минут30 минут
Погрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Охрана груза2 часа40 минут (30 %)
Разгрузка30 минут30 минут
Управление ТС3 часа3 часа
Послерейсовый осмотр15 минут15 минут
ИТОГО10 часов8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2021 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2021 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  •  на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.

Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).

При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.

Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.

Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.

Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.

 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2021 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушенияРазмер штрафа
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографаОт 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыхаОт 1 000 до 3 000 рублей

Источник: https://kontur.ru/articles/5169

Работа сутками по Трудовому кодексу, ее основные правила и особенности

Может ли водитель трудиться в ночное время

Работа сутками по Трудовому кодексу предусматривает, что работодатель несет обязанность по организации перерывов, предназначенных для полноценного отдыха. Минимальная продолжительность отдыха не может быть менее получаса. Статья расскажет о том, как нужно организовывать трудовую деятельность сутками. 

Основные правила суточной работы по Трудовому кодексу

Чаще всего применяется режим работы сутками, выраженный том, что трудовые смены проставляются с периодичностью в два или три дня. Тогда происходит нарушение положения, закрепленного в правовых актах о длительности трудовой недели.

Этот период не должен превышать сорок часов в неделю. По этой причине при использовании в компании работы сутками устанавливается требование об использовании суммированного порядка учета отработанных часов. Эти положения прописаны в положениях статьи 104 ТК РФ.

Указанная норма предусматривает, что при невозможности соблюдения отраженных нормативов трудового времени за конкретный промежуток, на руководство компании возлагается обязанность по контролю за отработанными конкретным лицом часами. По итогу полученное значение не может быть более значения, закрепленного в законодательных актах.

Понятие суточной работы

Суточную работу следует понимать, как исполнение гражданином обязательств по должности, что связано с занятием определенной должности. Такое исполнение происходит на протяжении 24 часов. В положениях ТК РФ относительно этого режима нет никаких запретов. Однако, когда устанавливается работа сутками, нужно принимать во внимание такие положения:

  1. За неделю гражданин должен отработать не более сорока часов, что прописано в положениях статьи 91 ТК РФ (есть исключительные ситуации, которые предусматривают возможность отражения меньшего периода работы).
  2. На протяжении недели гражданину должен предоставляться непрерывный период для отдыха (его минимальная длительность составляет сорок два часа, что прописано в положениях статьи 110 ТК РФ).
  3. Не всегда гражданина допустимо привлечь к работе в суточном режиме, причиной выступают ограничения из-за здоровья или других особенностей работника (к примеру, это касается несовершеннолетних и обладающих статусом нетрудоспособного).

Также стоит принимать во внимание, что положения законодательства не позволяют использовать рабочую силу некоторых групп граждан при установлении рассматриваемого режима. С перечнем можно ознакомиться в статье 96 ТК РФ.

Норма рабочего времени

В ходе установления продолжительности трудовой деятельности, предусматривающей исполнение обязанностей день через три, довольно сложно соблюдать определенные в законодательстве нормативы по продолжительности трудового дня. Причиной тому служит то, что гражданин обязан пребывать при исполнении функций на основании суточного графика. Тогда компания принимает решение по использованию суммарного учета отработанного времени.

Период исполнения обязательства по работе не может составлять более закрепленных в нормативах. Закреплено, что период для учета не может быть более 12 месяцев. Если речь идет об исполнении обязанностей в опасных или вредных условиях, то данный период сокращается до трех месяцев.

Группа, к которой отнесен конкретный сотрудник, оказывает влияние на количество часов, на протяжении которых может работать этот человек.

Если он работает неполную неделю или день, то норматив по часам будет соответственно сокращаться.

Приказ, разработанный Министерством здравоохранения от 2009 года, предусматривает процедуру, согласно с которой производится расчет норматива трудового периода.

Когда в фирме применяется методика суммированного учета, часы могут превышать установленные нормативы. Данное превышение будет компенсировано за счет того, что сократится длительность последующих смен. Принимать нужно только то, сколько времени гражданин трудился в периоды, являющимся учетным.

Важно указать, что проверка соблюдения трудовых нормативов происходит два раза, когда составляется график и по результатам завершения рассматриваемого промежутка. Иногда временные периоды сокращают установленные нормы для отработки. К примеру, это касается:

  • периодов отдыха
  • времени, пока гражданин утрачивает трудоспособность на временной основе
  • нахождение в командировке

В правилах внутреннего трудового распорядка прописывается, каким образом ведется учет суммированного времени. Это отражено в положениях статьи 104 ТК РФ. Когда такая разновидность учета применяется в организации в первый раз, то требуется менять указанные правила.

Кроме того, есть обязанность в письменной форме сообщить сотрудникам о том, что начнет применяться новая система для учета трудового времени. Это нужно сделать только по отношению к тем работникам, кого коснулись введенные изменения. Положения статьи 74 ТК РФ указывают, что сделать это нужно как минимум за пару месяцев до того, как будет введена новая система.

Необходимо внести коррективы в трудовые соглашения, так как условия, касающиеся о трудовом режиме, который отличается от того, какой режим применяется с компании. Этот порядок прописан в соглашении.

Важно отметить, что при введении данного периода необходимо вести график. Даже если человек трудится по графику сутки через трое, график также требуется составлять.

Отдых работника при смене 24 часа

Важным моментом в данном случае является то, что для сотрудников устанавливается сменный график.

Это говорит о том, что общие выходные, такие как воскресенье и суббота, при условии, что на них выпала смена, не будут относиться к числу выходных.

При этом, особенностью выступает то, что суточный график допустимо использовать не только в отношении сменной работы. Сделать это можно и при использовании гибкого графика. Это прописано в положениях статьи 102 ТК РФ.

Законодательство позволяет устанавливать смены, продолжительностью 24 часа. Такой график говорит о том, что гражданин исполняет обязанности по занимаемой должности в течение суток, не выходя с работы. Этот период включает в себя как дневное время, так и ночное. Данный график имеет значительные отличия от графика тех работников, кто трудится в условиях 5-дневной трудовой недели.

Отдыхать сотрудник при установлении такого графика будет в течение тех дней, что идут после смены. Кроме того, в течение смены также устанавливается время для отдыха. При установлении отдыха нужно принимать во внимание положения трудового законодательства. Оно говорит о том, что длительность отдыха между сменами должен быть в 2 раза больше, чем сама смена.

Право на сон при данном графике

Нужно принимать во внимание положения статей 106 и 107 ТК РФ, которые гласят, что время, затраченное работником на отдых и прием пищи, не рассматривается перерывом.

По этой причине гражданин не имеет права использовать данный промежуток времени по собственному усмотрению.

Если организация не может организовать перерыв для того, чтобы человек поел или отдохнул, то это время подлежит оплате.

Источник: https://naimtruda.com/otnoshen/rabota-sutkami-po-trudovomu-kodeksu.html

Управление автомобилем в ночное время

Может ли водитель трудиться в ночное время

Надвигающиеся сумерки и ночь – это самое неблагоприятное время суток для вождения. Видимость на дороге снижается в разы.

Статистика показывает, что период с пяти до девяти часов вечера характеризуется наибольшим количеством дорожных происшествий. Но степень их тяжести невелика из-за низкой скорости движения: пробки, светофоры – дороги в это время переполнены транспортом с возвращающимися с работы людьми.

Самые тяжелые ДТП происходят в период с девяти вечера до раннего утра. И именно они случаются из-за плохой видимости, пренебрежения правилами дорожного движения, потери бдительности и усталости водителей.

В чем особенность вождения ночью?

Вождение в темное время включает в себя несколько специфических особенностей. Так, характерной чертой является ограниченная зона видимости – только освещенная от фар часть дорожного полотна и слабоосвещенная часть улицы от фонарей, когда дорога лежит через оборудованную уличным освещением местность.

Считается, что в темное время, ночью, количество автомобильного транспорта значительно снижается и передвижение по трассе без плотного потока машин становится гораздо проще. Однако, вернемся к статистике: почти половина всех дорожно-транспортных происшествий приходится на ночное время.

Вождение ночью – это большая вероятность наступления непредвиденных, внезапных опасностей для водителя. При этом времени на реагирование намного меньше, чем днем. Вот примеры, когда водителя можно «застать врасплох»: ослепление от встречных фар, плохая видимость вследствие погодных условий, опасные обгоны на неровной дороге, пешеходы без специальных отражателей и другие.

Чтобы быть готовым к особенностям ночной поездки, ознакомьтесь с несколькими простыми приемами и советами в этой статье.

Как правильно управлять автомобилем ночью?

Управление машиной в ночное время требует сосредоточенности и внимания. Это обусловлено несколькими факторами: ограниченным расстоянием видимости; невозможностью следить за линией горизонта, предвидеть резкие спуски и подъемы, неровности дороги.

Водитель не должен пропустить ни одного дорожного знака, так как разглядеть предстоящий поворот заранее будет не так легко.

Перед выездом, особое внимание обратите на фары автомобиля. Средние значения дальности освещенности фарами дорожного полотна составляют около 45 метров, а при режиме «дальнего света» — 100 метров.

И если они загрязнены, перед поездкой следует их протереть, а также отражатели и стекла.

Проследите за тем, что фары автомобиля установлены в правильное положение и не ослепляют водителей встречных машин.

В продолжительной поездке, при плохих погодных условиях регулярно очищайте зеркала и стекла. Налипший слой снега, грязи, насекомых могут значительно снизить видимость и обзор. Избегайте передвижения с треснутыми стеклами и зеркалами. Старайтесь производить их замену своевременно, иначе движение не будет комфортным.

Иллюстрация видимости пешехода и растояния торможения

Чтобы иметь возможность своевременно среагировать на дорожные знаки – скорость движения автомобиля должна соответствовать правилам безопасного движения.

Рекомендуется, при движении на темных, неосвещенных участках с включенными фарами ближнего света, не превышать скорости 50 км/ч. Скорость будет небольшая, но позволит своевременно объехать препятствия или остановиться.

Например, если внезапно на вашей полосе встретится знак аварийной остановки при ДТП или поломке авто, который заранее увидеть не так просто.

Вспомните, что есть полезные функции в современных автомобилях. Ночная поездка – повод воспользоваться регулировкой яркости освещения приборной панели. Вы продолжите движение, а приглушенный свет не будет отвлекать от дороги.

Важно помнить, что кроме дисциплинированных водителей на дороге можно встретить и тех, кто пренебрегает безопасностью.

Невнимательные пешеходы, велосипедисты, которые сливаются цветом одежды с обочиной и не носят специальных отражателей, могут стать неприятным сюрпризом на пути.

В городе, пригородной зоне и дачах – вероятность встретиться с ними очень большая, и лучше двигаться с разрешенной скоростью не более 60 км/час.

Управление автомобилем в плохую погоду

Сложность вождения при плохих погодных условиях и, собственно, различный подход в управлении имеют прямую зависимость от природы соприкасающейся поверхности.  Проще говоря, все вариации вашего поведения на дороге будут различны исходя из того, едете вы по мокрому асфальту, снегу или льду.

Конечно, в целом, факторов, оказывающих влияние на сцепление шин с дорогой много: тип протектора, температура воздуха и шин, скорость движения. Но самый главный и очевидный параметр – качество дорожного покрытия. Вот наглядный пример, как ухудшается соприкосновение шин с изменением погодных условий и, как следствие, дорожного покрытия.

Итак, если в поздней поездке вас застал снег, туман или дождь, не будет лишним знать некоторые особенности управления. Рассмотрим каждый вариант индивидуально.

Ночь и снег

Холодное время года приносит много неудобств: скользкая дорога, сугробы, снегопады и метели. Световой день становится короче, а ночи длиннее. Если помнить несколько важных моментов, можно значительно снизить безопасность вождения ночью в зимнее время года.

Видимость в темное время суток в снегопад или метель может составить всего пару метров. Мокрый снег легко налипает на теплое лобовое стекло, а автомобильные щетки замерзают и плохо очищают. Чтобы снег не примерз и не превратился в лед, изредка делайте остановку и очищайте щетки.

Скорость движения в метель не должна быть большой, потому что следить за дорогой очень сложно. Если снегопад продолжается пару часов, дорога может быть довольно хорошо занесена снегом, под которым скрылась колея. Такие снежные заносы значительно снижают сцепление колес с дорогой.

Проезжать снежные заносы и небольшие сугробы лучше всего на скорости. Но если машина забуксовала, нужно расчистить пространство под колесами, подложить ветки или доски и снова повторить попытку проехать.

Еще одна опасность может ожидать в случае, если трасса покрыта свежим снегом. Скорее всего в центре дороги и на обочинах снег не укатан и лежит достаточно глубоким сугробом. Поэтому при обгонах и съезде на край нужно быть достаточно осторожным и внимательным.

Советы по вождению в гололед

И все же, наиболее опасным при вождении зимой является гололед. В таком случае сцепление колес с дорогой уменьшается в разы, тормозной путь увеличивается — техника управления машиной должна быть на хорошем уровне. Здесь, не стоит забывать о скоростном режиме – движение должно быть на невысокой скорости. Главной целью при такой езде будет являться предупреждение заноса и пробуксовки.

Вот пара советов управления автомобилем в гололед:

Не следует тормозить на поворотах.Подъем в горку и спуск с нее лучше осуществлять на низких передачах.При крутом подъеме лучше двигаться с равномерной скоростью, без остановок. Тронуться с места будет практически невозможно, и вы просто будете стоять на месте.

Опасным на зимней дороге является и торможение в гололед.

Из-за того, что под разными колесами машины может оказаться лед, снег и асфальт, то как следствие, возникнет разное сцепление колес с покрытием. При торможении в такой ситуации автомобиль может развернуть и выбросить на встречную полосу.

Этого в современных автомобилях поможет избежать система ABS, но все же лучше положиться на себя и не рисковать, а система подстрахует в критичной ситуации.

Таким образом, хочется обратить внимание:

  • скорость движения зимой должна быть небольшой;
  • готовьтесь к маневрам заранее, не тормозите резко;
  • не забывайте держать дистанцию перед едущим впереди транспортом.

Ночь и туман

Густой туман, трасса, ночь – это не фильм ужасов, а вполне реальная картина для русской осени. И далеко не самое любимое явление природы у водителей.

Здесь главную негативную роль играет фактор неожиданности: возникший из ниоткуда транспорт, выскочившее животное на дорогу – все это требует мгновенной ответной реакции. Но, чтобы на окутанной туманом дороге вас не поджидала неприятность, вот небольшая инструкция к действию.

Посмотрим на вариант с очень плотным туманом. Буквально пара метров и белая пелена перед глазами. Самым простым решением для вашей безопасности будет переждать этот момент и продолжить путь, когда видимость на дороге станет лучше. Но что делать если выбора нет, и вы вынуждены продолжать движение?

Важные моменты движения в туман

Запомните, что оценить расстояние до объектов в туманную погоду практически невозможно. Дальние объекты могут быть обманчиво близки. Следовательно, не превышайте скорость, а тем более не совершайте обгон.

Еще один совет – держите дистанцию. Так как дорога становится мокрой от влаги и тормозной путь по сырой дороге может увеличиться.

Не забывайте, что можно включить противотуманные фары. Они лучше освещают дорогу, да и ориентироваться на впереди едущие автомобили не всегда надежно. Если противотуманные фары настроены правильно, то свет от них будет ложиться по полотну, а также освещать обочину.

Глаза очень быстро устают от белого густого тумана – этот факт не стоит упускать из внимания. Если самочувствие и силы подводят, лучше остановиться и немного отдохнуть.

Движение следует осуществлять строго по своей полосе. При объезде припаркованного транспорта или стоящих машин на вашей полосе следует сначала подать звуковой сигнал, а затем уже совершать маневр.

Чтобы слышать звуки машин лучше, можно приоткрыть окно. При густом тумане на пустых дорогах водители часто время от времени подают звуковой сигнал, предупреждая тем самым встречных водителей.

При парковке лучше выбирать отдельный съезд или паркинг, так как на обочине дороги вас могут просто не заметить. Не забывайте при остановке включить габаритные предупреждающие огни и задние противотуманные огни.

Ночь и дождь

Почему сложно управлять автомобилем в дождь? Вся проблема заключается в плохом сцеплении шин авто с поверхностью асфальта. Вождение должно быть аккуратным, без резких торможений и маневров.

При резком торможении или обгоне на мокром асфальте машину может занести. Поэтому если дорога неровная, с лужами и колеей, лучше спокойно двигаться по своей полосе.

Еще одним испытанием на вашем пути может стать встречный транспорт, а точнее волна брызг от него. Она может накрыть неожиданно все лобовое стекло, и здесь главное не растеряться.

Исправно работающие «дворники» смогут прийти к вам на помощь. Не поленитесь проверить их перед отправлением.

В такую погоду просто не осмотрительно и опасно осуществлять движение со сломанными стеклоочистителями, так как видимость может равняться нулю при сильном ливне в сумерки или ночью.

В грозу с сильным ветром очень часто ломает ветки и деревья, на дорогах валяется различный мусор. Поэтому будьте внимательны при движении, даже если едете на небольшой скорости, внезапный порыв ветра может вынести на дорогу что угодно.

Не стоит рассекать по лужам на скорости, вы подвергаете себя опасности. Под лужей может скрываться яма, камень или люк. Потерять управление из-за резкого входа колес в воду очень легко.

Здесь вы столкнетесь с таким явлением как аквапланирование – временная потеря контакта шины автомобиля с поверхностью дороги. Вся опасность состоит в потере сцепления одного или двух колес, из-за чего автомобиль начинает заносить.

Очень часто эффект «аквапланирования» сравнивают со скольжением по льду.

Причины аквапланирования и правильные действия

Если вы чувствуете, что автомобиль занесло, не следует впадать в панику, жать на педали и выкручивать руль. Даже при отсутствии системы ABS ситуацию можно исправить, но действовать нужно плавно. Управлять рулем или тормозить следует после проезда колесами опасного участка с водой.

Самым удачным советом для поездки по мокрой дороге будет соблюдение скоростного режима не более 60 км/ч, особенно если присутствует колейность дороги. Проехать по луже или скорректировать путь в ходе движения будет намного легче, автомобиль при этом будет легок в управлении.

Заключение

Таким образом, помните, что погодные условия могут быть непредсказуемыми и изменчивыми, но впадать в панику не стоит даже в самой сложной ситуации.

Перед поездкой реально оцените свой уровень вождения и состояние автомобиля, возьмите с собой опытного попутчика, выезжайте заранее.

Взвесив все «за» и «против» сделайте правильный выбор! Если знать простые, но важные правила в управлении автомобилем в неблагоприятную погоду, можно избежать самых неприятных ситуаций на дороге.

Источник: http://autoleek.ru/polezno-znat/sovety-po-jekspluatacii/upravlenie-avtomobilem-v-nochnoe-vremya.html

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: