Методические указания минюста судебная экспертиза

Содержание
  1. Экспертиза давности создания документов: всё, что важно знать
  2. Объекты исследования
  3. Временной период
  4. Методы исследования
  5. Методика
  6. Образование эксперта
  7. Что важно знать перед назначением
  8. Как формируется стоимость исследования
  9. Методические Рекомендации Для Судебных Экспертов Минюст 2021 С 1012021
  10. Новые методические рекомендации
  11. Минюст методика для судебных экспертов 2021
  12. Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
  13. Были ли изменения в методике Минюста в 2021 году
  14. Методика минюста для судебных экспертов 2021
  15. Методические рекомендации для судебных экспертов — Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки — (с изменениями и дополнениями)
  16. Федеральное бюджетное учреждение ПРИВОЛЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России)
  17. Методические рекомендации для судебных экспертов 2021
  18. Предмет и объекты автотовароведческой экспертизы
  19. Документы

Экспертиза давности создания документов: всё, что важно знать

Методические указания минюста судебная экспертиза

Экспертиза давности создания документов назначается в ситуациях, когда есть основания предполагать подделку документов. Такое исследование позволяет установить дату создания документа с погрешностью до 2 недель.

Объекты исследования

На экспертизу можно предоставить:

  • подписи и рукописные записи, выполненные шариковыми ручками;
  • документы, распечатанные на струйном принтере;
  • оттиски печатей и штампов.

Исследованию не подлежат:

  • рукописные записи, выполненные карандашом;
  • печатный текст, выполненный на лазерном принтере или печатной машинке;
  • заламинированные документы;
  • копии документов.

Временной период

Время, в течение которого возможного установить давность изготовления документа:

  • 3 года с момента выполнения подписи или записи, выполненной шариковой ручкой;
  • 1 год с момента печати документа на струйном принтере, выполнения оттиска печати и штампа, подписи или записи гелевой ручкой.

Методы исследования

Экспертиза давности создания документов может использовать два метода исследования:

  • хроматографический,
  • сравнительный.

Хроматографический метод предполагает использование специального прибора — хроматографа. С помощью него эксперт устанавливает степень испарения органических растворителей в объекте исследования.

При исследовании давности создания документа хроматографическим методом возраст реквизитов документов оценивают по относительному содержанию в исследуемых штрихах летучих компонентов (растворителей), содержание которых изменяется с течением времени.

Используя хроматографический метод, эксперт делает в документе микровырезки 2 мм х 10 мм, поэтому для применения этого метода необходимо обязательное разрешение суда на частичное уничтожение документа. Количество вырезок зависит от возраста документа и результатов первого хроматографического закола.

Однако если документ подвергался термическому, световому, химическому или иному воздействию, то установить дату создания документа хроматографическим методом не представляется возможным. Тем не менее факт наличия такого воздействия эксперт установить может.

Для сравнительного метода используются сравнительные образцы подписи или почерка, изменение которых позволяет установить время создания документов. К недостаткам метода можно отнести необходимость сбора большого массива сравнительных образцов для исследования.

Методика

Методический совет ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России рекомендовал государственным судебным экспертам судебно-экспертных учреждений Минюста России при производстве экспертиз давности создания документов использовать методические рекомендации:

Тросман Э.А., Черткова Т.Б., Борисова Е.А., Скоромникова О.А., Юрова Р.А., Тимофеева В.И. Определение давности выполнения реквизитов в документах по относительному содержанию в штрихах летучих растворителей: методические рекомендации / под ред. Э.А. Тросман, Т.Б. Чертковой. — М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2015. — 26 с.

Образование эксперта

Эксперт, проводящий экспертизу давности создания документов хроматографическим методом, в идеале должен иметь высшее химическое образование, поскольку проведение данного исследования предполагает наличие специальных знаний в области химии.

Согласно утвержденному Приказом Минюста России от 18.04.2021 года № 86/1-1 «О Перечне специальностей высшего профильного образования в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы», допустимым образованием для производства данного вида экспертиз является биологическое образование.

Что важно знать перед назначением

Срок проведения экспертизы при использовании хроматографического метода, как правило, составляет не менее 40 дней.

Для проведения исследования следует предоставить:

  • спорный документ в оригинале;
  • сведения о его хранении;
  • предполагаемые даты изготовления;
  • согласие на частичное уничтожение документа.

Как формируется стоимость исследования

Стоимость экспертизы давности создания документов определяется количеством реквизитов, которые подлежат исследованию. При этом исследование первого реквизита, как правило, дороже последующих.

При использовании хроматографических методов исследования стоимость начинается от 50 тысяч рублей. Такая цена обусловлена дороговизной оборудования, использованием расходных материалов, необходимостью поверки и обслуживания хроматографа.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df9d7873d5f69615a99b5fd/ekspertiza-davnosti-sozdaniia-dokumentov-vse-chto-vajno-znat-5e5f1bc584c7661a89016dd6

Методические Рекомендации Для Судебных Экспертов Минюст 2021 С 1012021

Методические указания минюста судебная экспертиза

— судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических экспертиз по специальности: «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»;

— различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических, экономических и оценочных терминов. Применение данных Рекомендаций обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.

Новые методические рекомендации

— в случае нахождения колесного транспортного средства на гарантийном периоде эксплуатации должны использоваться расценки авторизованных исполнителей ремонта на запасные части, материалы и нормо-часы ремонтных работ, если иное не указано в договоре о страховании;

— стоимость используемых запасных частей учитывает их износ, значение которого не должно превышать установленного законодательством об ОСАГО значения (на момент подготовки информационного письма — 50%). Методика его расчета определяется Единой методикой;

«Минюст подает своей законопроект как инициативу по очищению рынка от дилетантов, нечистых на руку людей, наводнивших страну в качестве негосударственных судебных экспертов, от чего страдает качество нашего правосудия, — отметил Волощук.

(издание третье, переработанное и дополненное) Методические рекомендации разработаны в рамках темы N 8 Плана основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации в 2012 году, утвержденным Приказом Минюста России от 24 февраля 2012 года за N 21.

Минюст методика для судебных экспертов 2021

N 114 «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»;- в судебной экспертизе перестали существовать такие понятия, как «автотовароведческая экспертиза» и «эксперт автотоваровед»;- за прошедшие 5 лет произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций транспортных средств;- существенно возросли требования к методическому уровню проведения автотехнических и товароведческих экспертиз и исследований;- частично устарели или оказались недостаточны по своему содержанию положения предыдущего Методического руководства .Авторы приносят свою искреннюю признательность эксперту Р.Ф.

Именно поэтому, считают в Минюсте и Генпрокуратуре, среди экспертов и оказывается немало людей, не обладающих необходимыми профессиональными знаниями. Между тем именно ими выполняется почти 50% назначаемых экспертиз.

Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки

За основу настоящих Рекомендаций принято Методическое руководство [3], разработанное в 2007 году (его действие заканчивается одновременно с изданием нового), в которое внесены существенные изменения и дополнения.

Настоящие Методические рекомендации по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее — «Рекомендации») устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ.

Были ли изменения в методике Минюста в 2021 году

— стоимость запасных частей, материалов и нормо-часа работ принимается на основании соответствующих справочников с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Единой методикой предусмотрены случаи возможного применения других источников информации о стоимости запасных частей;

Вторая часть содержит типовые методики по определению и фиксации повреждений колесных транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного колесного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков колесного транспортного средства).

Методика минюста для судебных экспертов 2021

3.11. Если эксперту необходимо учесть повреждения только от исследуемого происшествия (при расчете стоимости причиненного ущерба), он должен при осмотре указать все имеющиеся повреждения, но в дальнейшем исследовании обосновать отсутствие причинной связи отдельных повреждений с рассматриваемым событием.

— в случае нахождения колесного транспортного средства на гарантийном периоде эксплуатации должны использоваться расценки авторизованных исполнителей ремонта на запасные части, материалы и нормо-часы ремонтных работ, если иное не указано в договоре о страховании;

Методические рекомендации для судебных экспертов — Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки — (с изменениями и дополнениями)

Судебная экспертиза может быть проведена без исследования АМТС, по предоставленным материалам дела и документам, в случае прямого указания правоприменителя о проведении экспертизы по материалам дела, или в тех случаях, когда осмотр АМТС физически невозможен (в связи с продажей АМТС, выполненным ремонтом и т.д.), а также в тех случаях, когда ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней. В этом случае эксперт должен сделать запись о том, что автомобиль не осматривался по одной из вышеперечисленных причин, а экспертиза проводилась по предоставленным материалам дела (документам).

— давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не указанным в определении (постановлении) о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету проводимой им экспертизы (право эксперта на инициативу);

Федеральное бюджетное учреждение ПРИВОЛЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России)

Система судебно-экспертных учреждений Минюста России является независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, в целях обеспечения одного из основных принципов государственной судебно-экспертной деятельности – независимость эксперта.

Источник: https://lawyer32.ru/sotszashhita/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-sudebnyh-ekspertov-minyust-2021-s-1012021

Методические рекомендации для судебных экспертов 2021

Методические указания минюста судебная экспертиза

29.09.2021

В стране продолжается автомобильный бум, с каждым днём растёт соответственно количество автомобилистов.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на начало 2015 года в России на каждую тысячу жителей приходится 284 автомобиля, а в крупных городах этот показатель превысил 300 автомобилей.

Эти цифры на 10 автомобилей больше, чем на начало 2014 года и в 2 раза больше, чем на начало 2003 года.

Всего в стране насчитывается по состоянию на начало 2015 года около 41 миллиона только легковых автомобилей.

Рост количества автомобилей и автомобилистов влечёт за собой и соответствующий рост дорожно-транспортных происшествий, в которых очень часто необходимо установить фактический размер материального ущерба, нанесенного владельцу транспортного средства, а также фактический размер страхового возмещения.

В этих случаях нередко, в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства, необходимо назначение и проведение судебных автотовароведческих экспертиз и исследований, являющихся одними из самых востребованных.

Увеличивается из года в год также количество совершаемых сделок с автотранспортом, имущественных споров и правонарушений. В этих случаях к экспертам-автотовароведам РФЦСЭ за помощью обращаются суды, нотариусы, следователи, дознаватели, юридические и физические лица. При этом проводятся судебные экспертизы и экспертные исследования.

Наряду с производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам, значительную часть деятельности экспертов-автотовароведов РФЦСЭ занимает составление актов оценки транспортных средств физическим лицам для органов нотариата при оформлении наследства. Данный вид деятельности регламентируется п.7 ст.333

Научной основой для производства судебных экспертиз и экспертных исследований по вопросам автотовароведения в системе СЭУ Минюста России являются периодически обновляемые Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», разработанные на основе результатов современных научных исследований в отношении транспортных средств.

В 2021 году в рамках темы № 5/2021 Плана основных научно-методических работ в области судебных экспертиз, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, РФЦСЭ были разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Методические рекомендации).

Читать дальше:  Документы на перерасчет пенсии неработающим пенсионерам

Методические рекомендации разработаны в полном соответствии с действующей Программой подготовки судебных экспертов по экспертной специальности 13.

4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» и регламентируют порядок проведения судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по данной судебно-экспертной специальности.

Методические рекомендации утверждены и рекомендованы для использования в экспертной практике решением научно-методического совета РФЦСЭ от 20.12.2021 (Протокол № 4). В 2021 году они были изданы и разосланы в СЭУ Минюста России.

Согласно решению секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ, утвержденного научно-методическим советом РФЦСЭ 18 октября 2021 года (протокол № 3), вышеуказанные Методические рекомендации введены в действие с 1 января 2021 года.

С этого времени методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», опубликованные в 2013 году (с изменениями от 2015 года), прекращают свое действие.

Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
  • установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
  • определение износа транспортного средства, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;
  • определение размера страхового возмещения.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.

Предмет и объекты автотовароведческой экспертизы

Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:

  • транспортные средств в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
  • программные комплексы;
  • данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.

Читать дальше:  Материальная ответственность без трудового договора

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА

И ОЦЕНКИ

Печатается по решению Научно-методического совета ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России

УДК 343.148.63 ББК 67.53 М54

Методические рекомендации подготовили:

Махнин Е. Л„ Новоселецкий И. К, Федотов С. В.

(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России),
Галевский С. О., Калинин М. А., Кошелев Д. М„ Суслов С. Б.

(ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России),

Алексеев И. В„ Калакутин А. В,

(ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России)

Смирнова С. А. — доктор юридических наук, профессор (ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России) Григорян В. Г,- кандидат технических наук

(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России)

М54 Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях опре­деления размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оцен­ки / Е. Л. Махнин, И.

Н. Новоселецкий, С. В. Федотов и [др.]; науч, руков. С. А. Смирнова, В. Г. Григорян; М-во юстиции Рос. Федерации, Федер. бюджет, учреждение Рос. федер. центр судеб, экспертизы. — М.: ФБУ РФЦСЭ при Ми­нюсте России, 2021. — 326 с.

Настоящие методические рекомендации устанавливают методику проведе­ния автотехнических экспертиз и исследований по специальности 13.4 «Иссле­дование транспортных средств в целях определения стоимости восстановитель­ного ремонта и оценки» в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Предназначены для использования судебными экспертами при проведении судебных экспертиз и несудебных исследований, при профессиональной подго­товке и повышении квалификации экспертов.

УДК 343.148.63 ББК 67.53

ISBN 978-5-91133-185-6 © Федеральное бюджетное учреждение

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России), 2021

К сожалению, не каждому юристу известно, что с 01 января 2021 г. решением секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ введены в действие новые «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Читать дальше:  Возбуждение уголовного дела без заявления потерпевшего

Помимо прочего новая методика, например, содержит иные положения относительно определения суммы ущерба применительно к случаю полной гибели транспортного средства.

Согласно положениям новых Методических рекомендаций,

Полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая.

Положения же ранее действующих Методических рекомендаций 2013 г. позволяли устанавливать полную гибель транспортного средства в результате его повреждения,

Когда стоимость восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80 % его стоимости на момент повреждения.

Указанный выше пример наглядно демонстрирует, что применение новых положений Методических рекомендаций может кардинально изменить исход гражданского дела о взыскании суммы ущерба.

Возникает вопрос, какие Методические рекомендации подлежат применению для установления величины ущерба, возникшего в результате ДТП, произошедшего до введения в действие новых Методических рекомендаций, если судебная автотовароведческая (автотехническая) экспертиза назначена после 01 января 2021 г.

Справедливо полагать, что по событию причинения ущерба, скажем, 2021 г. должна быть применена методика 2013 г., поскольку деликтные отношения возникли до 01 января 2021 г., и новые Методические рекомендации могут существенно ухудшить положение ответчика.

Для выяснения вопроса о применении новых Методических рекомендаций при разрешении вопроса об определении суммы ущерба, возникшего до 01 января 2021 г. мною был направлен адвокатский запрос в Министерство юстиции РФ.

Согласно полученному ответу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ,

Введенные в действие с 01 января 2021 г. Методические рекомендации применяются в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России при производстве судебных автотехнических экспертиз независимо от даты, на которую производятся расчеты.

Таким образом, изданные в 2013 г. (с изменениями от 2015 г.) прекратили свое действие и не могут применяться государственными судебными экспертами и экспертами, прошедшими соответствующую добровольную сертификацию в системе Минюста России, при производстве судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований объектов и событий, имевших место до 01 января 2021 г.

Документы

1.Ответ_Минюста РФ231.4 KB172.Ответ КЛСЭ при МЮ РФ284.7 KB16

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала. Автор публикации может дополнительно установить доступ к некоторым документам только для обладателей PRO-аккаунта.

Источник: https://beshenyeprodaji.ru/usefull/metodicheskie-rekomendacii-dlja-sudebnyh/

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: