/ Возврат товаров / Логопедические пособия на воздушную струю с описанием улыбнись
- Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
- Логопедический проект «Веселый ветерок»
- Пособия на развитие воздушной струи
- Рекомендации логопеда для родителей по выработке у детей сильной целенаправленной воздушной струи
- Дыхательная гимнастика и игры
- Формирование воздушной струй
- Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка»
- Дидактическое многофункциональное пособие «Удивительная поляна»
- Основные дыхательные упражнения
- Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции
- Правильная артикуляция звука “С”
- Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”
- Последовательность постановки звуков в логопедии
- Подготовительный этап
- Этап постановки звука
- Постановка по подражанию
- zakondostatka.ru
- Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания
- Консультация на тему «Формирование воздушной струи»
- Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания
- Дидактические пособия и игры для развития речевого дыхания
- Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения
- Что мешает ребенку выговаривать «р»
- Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика
- Как научить ребенка говорить «р»
- Автоматизация звука «р»
- Логопедические пособия на воздушную струю с описанием
Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений. Логопедические игры. Пособия для логопеда Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.
Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Отчего цветок дрожит? Посредине кто жужжит?
Я приблизилась слегка, Пчелка взмыла в облака!
Зажужжала, позвала В небо синее пчела.
Логопедический проект «Веселый ветерок»
» « Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедическом пункте Аминова Расима Булатовна, учитель-логопед МДОБУ «Детский сад «Теремок», г. Сибай, Республика Башкортостан Актуальность Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Пособия на развитие воздушной струи
Юлия Расчесова Дыхание – одна из самых важных функций организма.
Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание.
Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.
В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций: • Упражнения проводить в проветренном помещении. • Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос.
Рекомендации логопеда для родителей по выработке у детей сильной целенаправленной воздушной струи
Светлана Келарева «Что делать, если…»…у ребенка не выработана воздушная струя… и это мешает формированию правильного произношения многих звуков? Чтобы малыш научился произносить свистящие звуки (“С”, “З”, “Ц”); шипящие звуки (“Ш”, “Ж”, “Ч”,“Щ”); сонорные (“Р”, “РЬ”, — мышцы его речевого аппарата должны быть развиты.
Всему этому Вам помогает выполнение артикуляционной гимнастики – специальных упражнений для тренировки органов артикуляции.
Но, для правильного произношения этих звуков, также, крайне необходима работа по развитию сильной целенаправленной воздушной струи. Что необходимо подготовить для занятий: рабочее место ребенка (стол, стул для ребенка, стул для вас).
Важно! Чтобы Ваше лицо находилось на уровне лица ребенка; зеркало (размер его должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем и свое лицо и Ваше);
Дыхательная гимнастика и игры
Одним из основных направлений в логопедии является коррекция звукопроизношения. Проходит она в четыре основных этапа:1. Артикуляционный массаж.2. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.
Учиться дуть на язычок холодной струёй нужно для постановки шипящих (ш, ж, щ,ч) и свистящих (с, з) звуков.
Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении.
Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.Игры на развитие силы воздушной струи:1.
Формирование воздушной струй
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯГорчакова A.
M.,старший преподаватель кафедры ИКП СГПУИзвестно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам.
«Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»
(1, с. 4).Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики (табл.
1)
Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Сдуй бабочку с цветка»
Наталья Черникова Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Педагогу следует научить ребёнка набирать сильный вдох через нос или рот, затем делать плавный выдох.
Следить, чтобы во время выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.
Цель использования пособия: формирование у детей плавного длительного выдоха
Для изготовления пособия нам понадобятся шаблоны цветов, крыльев бабочки и серединки цветов.
Дидактическое многофункциональное пособие «Удивительная поляна»
юлия сорокина Систематическое использование дидактических игр и пособий на логопедическом занятии оказывает большое влияние на развитие речи детей. Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, картинок и специально изготовленных пособий.
Изготовленное мною пособие «Удивительная поляна» повышает интерес детей к занятиям, стимулирует развитие мелкой моторики рук; помогает развивать пространственное восприятие, воображение, память, мышление и внимание; помогает увеличивать словарный запас и активизирует речевые функции; развивает эмоциональную сферу и приводит к положительным результатам в работе по коррекции речи.
Основные дыхательные упражнения
«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола. «Сдуть снежинку» (выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут.
Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.
Источник: https://help-avto76.ru/logopedicheskie-posobija-na-vozdushnuju-struju-s-opisaniem-ulybnis-34052/
Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции
Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.
В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.
Правильная артикуляция звука “С”
Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:
- Губы слегка улыбаются.
- Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
- Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
- Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
- Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
- Голосовые связки расслаблены.
Получилось?
Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:
Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.
Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”
Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).
Сигматизм бывает:
- губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
- межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
- боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
- носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.
Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:
- призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
- шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
- с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
- с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).
Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.
Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).
Последовательность постановки звуков в логопедии
Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:
Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.
Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.
Давайте начнем?
Подготовительный этап
В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.
Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.
Вот несколько упражнений на дыхание:
Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.
Этап постановки звука
Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:
Рассмотрим все эти варианты подробнее.
Постановка по подражанию
Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.
Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)
Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.
Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.
Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.
Источник: https://KakGovorit.ru/postanovka-zvuka-s
zakondostatka.ru
Татьяна Смирнова
Развитие воздушной струи – направленной и сильной очень важная часть логопедической работы, не пренебрегайте этим. Если речевой выдох не правильный – все звуки будут звучать смазанно и нечетко.
И наоборот, освоение правильного выдоха – по середине языка “в канавку” способно по умолчанию улучшить качество всех звуков детской речи.
Развивать речевой выдох можно самыми разнообразными способами: дуть в свисток, дудки, губные гармошки, дуть на воздушные шарики или мыльные пузыри, дуть на кораблики, скользящие по воде в ванной комнате, задувать свечки или спички. Все это хорошо. Но эти способы развивают в первую очередь силу и длительность выдоха.
Направление выдоха так трудно скорректировать, для этого надо дуть на высунутый язычок, следя, чтобы воздушная струя шла прямо по центру.
Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания
Наталья Черникова Пособия изготовлены своими руками из подручных материалов.
Можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков.
Тема формирования правильного речевого дыхания актуальна в наше время.
Вырабатываем воздушную струю с детьми, используя различные дидактические пособия.
Некоторые пособия являются помощниками при изучении лексических тем. При изучении темы «Лето»,можно предложить детям поиграть с бабочками.
Каждый должен подуть на бабочку так, чтобы она закружилась в воздухе. Бабочку удобно брать за колечко, надев его на пальчик.
Для изготовления таких бабочек нам понадобились гофрированная бумага, скотч, ножницы, фантики от конфет (лучше если они из фольги, ниточки, колечки.
Из гофрированной бумаги сделала крылышки, из фантика от конфеты скрутила туловище и голову, прикрепила к крылышкам.
Взяла пузырёк с лекарством (это были капли от насморка)
Консультация на тему «Формирование воздушной струи»
Надежда Тренина ния [/h3][/h3] Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа.
И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.
Различают три основных типа дыхания : • ключичный • рёберный (грудной) • диафрагмальный (брюшной) При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.
При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания
Ирина Ковылина Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит развивать у ребёнка способность направлять свою воздушную струю в нужном для него направлении.
Ребенок научится набирать воздух через рот и нос (вдыхать полной грудью, и делать плавный выдох. Во время выдоха губы ребенка должны быть сложены в трубочку, и выдох продолжается до тех пор, пока ребенок полностью не выдохнет весь воздух.
Цель данного дидактического пособия формирования у детей правильного дыхания.
Для Данного дидактического пособия нам понадобилось: самоклеющаяся бумага (белая, зеленая, желтая, синяя, красная); фигурки из фетра (листочки, снежинки, бабочки); CD диски;
Дидактические пособия и игры для развития речевого дыхания
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 17» города Оренбурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Оренбург 2021 В последнее время много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха.
Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционной работы с детьми. Развивая речь детей, нужно в первую очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Источник: https://zakondostatka.ru/logopedicheskie-posobija-na-vozdushnuju-struju-s-opisaniem-32492/
Постановка звука «р» в речи ребенка: эффективные упражнения
Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?
Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).
Что мешает ребенку выговаривать «р»
Подъязычная уздечка (маленькая перепонка, находящаяся под языком). К шести годам уздечка языка ребенка должна растягиваться до 8 мм и более. Если она короткая, утолщенная, малоподвижная, со звуком «р» могут возникнуть сложности. В таком случае нужно или постараться ее растянуть с помощью специальных упражнений, или подрезать в поликлинике.
Нарушенное звукопроизношение. Проблема с более ранними звуками (например, ребенок путает свистящие и шипящие звуки) может в дальнейшем вылиться в проблему и со звуком «р». Скорее всего, произношение этого звука также будет нарушено.
Если ребенок вместо звука «р» произносит звук «л» — ситуация в норме и легко корректируется.
Эти два звука схожи с точки зрения позиции языка, но произнести «л» получается легче, и ребенок, слыша в чужой речи «р» и пытаясь его повторить, выбирает наиболее простой способ.
Если ребенок заменяет звук «р» другими звуками, ситуация сложнее, но и в этом случае можно говорить о том, что он его слышит.
Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука.
Нарушение фонематического слуха. Слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки. В этом случае речь идет о нарушении фонематического слуха, которое проявляется в виде проблем с различением звуков.
Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Произнося слова, он совершает подмену звуков или пропускает отдельные звуки.
Признаки нарушения фонематического слуха — это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, а могут — обычные аденоиды или перенесенный отит.
Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
Поведенческие проблемы. Как мы уже говорили, освоение звука «р» требует от ребенка наибольших усилий. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Горловое «р». Если ребенок развивался соответственно нормам, слышит все звуки и процесс освоения речи не вызывал у него каких-либо проблем, он не имеет привычки трудится над приобретением навыков речи.
В этом случае, пытаясь воспроизвести звук «р», он может пойти по пути наименьшего сопротивления и заменить труднопроизносимое «р» на более простой вариант, а именно на гортанное «р» (в этом случае вибрация происходит за счет гортанного язычка).
Исправить «р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «р» горловое от «р» языкового.
Во всех этих случаях самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду.
Квалифицированный логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции.
Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «р» самостоятельно.
У ребенка так же может быть слабо развит артикуляционный аппарат и неправильно поставлено речевое дыхание.
Для развития артикуляционного аппарата предложите ребенку заняться приятнейшим делом – побольше гримасничать, показывать язык, закручивать его в трубочку, корчить смешные рожицы.
Поставить речевое дыхание ребенку может только профессиональный логопед, который покажет, какие упражнения нужно выполнять и что при этом говорить. После всего этого можно перейти к упражнениям, которые помогут ребенку приручить непокорный звук «р».
Обязательные условия
Ваш малыш с успехом освоит сложные звуки, если вы будете регулярно с ним заниматься. Для начала вам придется несколько раз посетить логопеда, после чего вы сможете самостоятельно заниматься с ребенком, соблюдая рекомендации врача.
Запаситесь терпением и приготовьтесь тратить на упражнения полчаса каждый день.
Любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить малышу приятные эмоции, поэтому проводите ваши занятия в игровой форме.
Постановка сложной буквы происходит в три этапа. Сначала вы должны научить кроху произносить звук сам по себе, затем потренироваться говорить его в слогах и словах и только потом переходить к тренировке поточной речи.
Постановка звука «р» без логопеда. Артикуляционная гимнастика
Начинать нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» язык, губы, щеки непосредственно перед занятием. Иначе упражнения могут не получиться.
Речевую гимнастику лучше всего выполнять перед зеркалом. Или по подражанию, когда ребенок повторяет за взрослым. Упражнения желательно делать каждый день и недолго. Главное условие — ребенку это должно нравиться. Лучше, если гимнастика будет похожа на игру.
Отдельные упражнения артикуляционной гимнастики предназначены как раз для тренировки речевого аппарата к произнесению звука «р». Они тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении.
Хороший мощный выдох — залог успеха. В этом очень хорошо помогают мыльные пузыри или шарик от пинг-понга, который точным выдохом нужно суметь загнать в ворота, например, между двух кубиков. Это очень азартное упражнение формирует правильную воздушную струю. Больше игр для тренировки выдоха — здесь.
Упражнение «Качели». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
Упражнение «Вкусное варенье». Поднимаем язык к верхней губе и облизываем губы по часовой и против часовой стрелки. Тянемся языком к носу. Держим «широкий» язык.
Упражнение «Индюк». Приоткрываем рот, дотягиваемся языком до верхней губы и производим движения вперед-назад широким передним краешком языка по верхней губе, не отрывая язык от губы. Увеличиваем скорость и пытаемся произнести «бл-бл-бл».
«Маляр». «Красим» языком зубы, щеки, верхнее небо (вперед-назад).
Упражнение «Накажем непослушный язычок». Высовываем язык и несколько раз быстро «прикусываем» его губами, одновременно выдувая воздух. С помощью этого упражнения расслабляем язык губами и тренируем выдох.
«Лошадка». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.
«Грибочек». Выполняя упражнение «Лошадка», в какой-то момент останавливаем язык, «приклеивая» его к верхнему небу, и удерживаем 10 секунд в этом положении. Подъязычная уздечка натянулась — это «ножка грибочка».
Если все логопедические упражнения получаются хорошо, ребенок выполняет их легко, можно приступать к запуску самого звука.
Логопедические упражнения для детей на постановку звука «р»
Разминка
– Малыш улыбается и приоткрывает рот, потом он гладит языком верхнее нёбо от верхних зубов в сторону горла и обратно. Повторите 10–12 раз.
– Малыш улыбается и открывает рот. Слегка высовывает язык вперед и качает им, словно маятником, от уха к уху 10–20 раз.
– И опять улыбаемся и открываем рот. Язык прижимается к верхнему нёбу, словно ребенок собирается произнести долгий и мягкий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот широко-широко и закрываем. Повторяем 15–20 раз.
– В начале, как всегда, открываем рот и улыбаемся. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов из стороны в сторону 10–15 раз. Потом поочередно упираемся языком в каждый верхний зубик с внутренней стороны.
– И еще одно упражнение. Малыш открывает рот, кончик языка выдвигает за передние зубки и пытается произнести «з-з-з». Потом язык нужно сдвинуть обратно, упереть в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з». Звук получается смешным, ребенку наверняка понравится это упражнение.
Как научить ребенка говорить «р»
Тренируем звук «р»
1. Ребенок должен открыть рот, кончик языка прижать к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произносить звук «д-д-д». Через несколько секунд попросите его произнести «д-д-д» на сильном выдохе. Если малыш ощутит сильную вибрацию языка, это предвестник того, что «р» скоро поддастся.
2. Для этого упражнения понадобится логопедический шпатель, закажите его в специализированном магазине или купите в аптеке. Используйте его очень аккуратно, но уверенно.
Попросите малыша открыть рот пошире и тянуть звук «ж-ж-ж», постепенно перемещая язык ближе к основанию верхних зубов. Через пару секунд аккуратно введите ребенку под язык шпатель и начните легонько и ритмично колебать язык вправо-влево, создавая вибрацию.
Пусть ребенок тянет «ж-ж-ж» на сильном выдохе и ощущает вибрацию, запоминает ее.
3. Попросите ребенка открыть рот пошире, отвести язык максимально назад и произнести слог «з-з-за». В этот момент подсуньте ему под язык шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если вы все сделали правильно, вы услышите вполне отчетливое твердое «р».
Сделайте то же самое, только пусть ребенок произносит «з-з-зи», а сами проделывайте те же движения шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этот раз проявится мягкий звук «р».
Запуск звука «р» логопеды сравнивают с заводом мотора. Поэтому главное упражнение называется «Моторчик».
Упражнение является продолжением упражнения «Грибочек». Под прижатый к верхнему небу язык ставим пальчик (лучше всего поставить пальчик самого ребенка, а можно использовать ватную палочку).
Ребенок должен с силой вытолкнуть воздушную струю, произнося при этом длительное «ддддд» (у некоторых детей лучше получается со звуком «жжжж»).
В этот момент указательным пальчиком (или ватной палочкой) делаем быстрые колебательные движения под язычком из стороны в сторону.
Язык напряжен, кончик языка расслаблен и вибрирует. Ребенок должен почувствовать, как это происходит. Постепенно язык начинает сам по себе вибрировать, и издается «рррр». Мотор завелся. Проходит какое-то время, и от «моторчика» можно переходить к самостоятельному звуку «р».
Автоматизация звука «р»
Звук «р» очень коварен, и даже если он «завелся», его очень сложно автоматизировать в беглую речь. Часто случается такая ситуация: ребенок рычит, а в его речи звук «р» отсутствует. Начинается кропотливый процесс автоматизации звука.
Сначала «новорожденный» звук учимся соединять с гласными, согласными, потом доводим до автоматизма в словах, предложениях и речи в целом. Логопедические пособия по постановке звука «р» обычно содержат все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты в порядке нарастания сложности.
Сначала звук «р» отрабатывается через согласные звуки «д» и «т» в слогах: “дра”/”дро”/”дру”, “тра”/”тро”/”тру«. Так легче — язык ребенка «отталкивается» от этих твердых небных звуков и переходит к «р».
Затем убираем начальный согласный: “ра”/”ро”/”ру”. Вводим обратные слоги: “ар”/”ор”/”ур«. Крутим вариации до автоматизма, пока ребенок не научится повторять с вибрацией. И до момента, когда во всех слогах не будет получаться именно этот звук, дальше идти не стоит.
Далее переходим к словам. Начинам со слов с начальным «р» или даже через звукосочетание «тр» (трава, рука, рубашка), затем переходим к «р» серединным и конечным (корова, забор).
Параллельно и также от слогов к словам учимся различать мягкое и твердое «р» (для «р’» язык сильнее прижат к небу и находится ближе к зубам, для «р» он более расслабленный и располагается немного глубже).
Чаще всего ребенок сам слышит эти различия и меняет звуки. Иногда нужно сказать, что, например, для смягчения язык нужно передвинуть.
Так постепенно происходит автоматизация звука в речи.
Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие чуть дольше, звук «р» автоматизируется дольше всего.
Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки). С одной стороны, самостоятельно, без тренировки, звук не закрепится.
С другой — давить ни в коем случае не нужно. Ведь звук уже появился и закрепить его рано или поздно обязательно получится, к этому уже есть все предпосылки.
источник1 и 2
Источник: https://ourkids.mirtesen.ru/blog/43811856974/Postanovka-zvuka-%C2%ABr%C2%BB-v-rechi-rebenka:-effektivnyie-uprazhneniya
Логопедические пособия на воздушную струю с описанием
Это характерно для произнесения смычно-проходных (л, л’) звуков. В логопедической работе используются следующие упражнения 1.«Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык». «Желобок».
2.«Фокусы». 3.«Идет охотник по болоту».
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл». «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
| «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т».
«Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р». «Жук». На выдохе произносится «Ж-ж-ж». Основные направления воздушной струи -Дутье при сомкнутых губах.
-Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.
-Дутье сквозь растянутые в улыбке губы. -Дутье на язык. Упражнения на развитие воздушной струи