- Лицензирование опасных объектов
- Лицензируемые виды деятельности и работы
- Комплектация базовых документов
- Алгоритм лицензирования
- Причины переоформления
- Штрафные санкции
- Порядок оформления ОПО с нуля
- Идентификация ОПО
- Промежуточные процедуры оформления ОПО
- Процедура страхования ОПО
- От чего защищает/не защищает полис ГО ОПО?
- Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию
- Подготовка документов для постановки ОПО на госучет. Карта учета, сведения характеризующие опасный объект
- Внесение ОПО в реестр
- Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III класса опасности
- Лицензирование ОПО: порядок получения
- Продление Лицензии и последствия отсутствия лицензии на предприятии
- Штраф за отсутствие лицензии Ростехнадзора
- Как определяется стоимость получения лицензии?
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
- Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности
- Кто должен получать лицензию
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- В какой срок после регистрации опо нужно получить лицензию?
- Кто осуществляет лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности?
- Какие лицензии подлежат переоформлению?
- Какие документы необходимо предоставить для получения лицензии?
Лицензирование опасных объектов
Лицензия – это документальное подтверждение правомерности ведения деятельности определенной направленности. Ее оформление является обязательным для каждого предприятия, использующего химически и взрывопожароопасные производственные объекты (ОПО) 1, 2 и 3 класса:
1 класс – действия, связанные с сохранностью и нейтрализацией химического оружия, а также шахты и другие подземные объекты с высокой вероятностью пылегазовых взрывов или выбросов, разрушения пластов породы и прорывов воды.
2 класс – действия, предусматривающие:
- Бурение и добычу нефти и газа с высокой вероятностью выбросов продуктов, в которых содержание сернистого газа на 6% превышает их собственный объем
- Перемещение природного газа под давлением более 1,2 МПа, а сжиженного – более 1,6 МПа
- Применение оборудования с максимумом расплава от 10 000 килограммов
- Ведение подземных и наземных горных работ с объемом от 1 млн. кубометров в год, а также переработку угля
3 класс – производства:
- с высокой вероятностью выбросов нефтегазовых продуктов с уровнем содержания сернистого газа 1% – 6% от их собственного объема перемещающие природный газ под давлением от 0,005 до 1,2 МПа, а сжиженный – от 0,005 до 1,6 МПа
- Объекты, применяющие оборудование под давлением более 1,6 МПа (кроме газовых АЗС), при рабочих температурах от + 250 °C и максимумом расплава от 500 до 10 000 кг
- Канатные дороги
- Открытые горные работы с объемом до 1 млн. кубометров в год и по обогащению ископаемых
- Элеваторы, предприятия-производители муки, круп и комбикормов
Лицензируемые виды деятельности и работы
Идентификационные критерии ОПО устанавливаются Федеральным законом ФЗ-№ 116 и содержатся в его Приложениях № 1 и № 2. Лицензии на эксплуатацию ОПО оформляются Ростехнадзором на ключевые виды деятельности:
- Работы и услуги в маркшейдерской сфере
- Производство взрывчатых материалов для нужд промышленности
- Обслуживание и эксплуатация котельных, газопроводных систем
- Реализация экспертных мероприятий сфере ПБ
Работы, реализуемые на химически и взрывопожароопасных ОПО, требующие лицензирования:
- Изготовление и каждый процесс жизненного цикла (хранение, перемещение, ликвидация) окисляющих, взрывчатых, ядовитых и прочих веществ, угрожающих безопасности людей и экосреды
- С применением оборудования для газа и пара, функционирующего под излишним давлением более 0,07 МПа, для воды, прогревающейся выше 115 °C, для других жидких веществ с температурой, превосходящей их точку кипения под давлением 0,07 МПа
- С оборудованием для расплавов черных и цветных металлов, рассчитанным на массу от 500 кг
- Подземные и наземные горные работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, кроме включенных в Приложение № 1
- Хранение зерна, растительного и комбикормового сырья, а также их переработка и полученные продукты, отличающиеся риском образования взрывоопасных пылевоздушных смесей, способных возгораться самостоятельно
Комплектация базовых документов
Базовая документация для получения лицензии, определяется правительственным постановлением от 10 июня 2013 г. № 492:
- Заявление
- Документальное подтверждение права собственности или аренды (копии)
- Документы на ОПО, удостоверяющие эксплуатационный запуск или заключения ЭПБ на предполагаемые к применению здания и техустройства
- Разрешения и сертификаты соответствия на техустройства (если предусмотрено техрегламентом), которые будут использоваться
- План ликвидационных мероприятий (ПЛАС)
- Свидетельство об аттестации руководителя в сфере ПБ (копия)
- Документальное подтверждение создания резервного финансирования для нейтрализации последствий аварийных ситуаций (копии)
- Декларация ПБ (если предусмотрена)
- Список устройств и автоматических систем управления, контроля и защиты технологических процессов, которые будут задействованы на ОПО
- Контракты с профессиональными аварийно-спасательными подразделениями или подтверждения об организации собственных аналогичных служб (копии)
- Действующие страховые полисы (копии)
- Опись поданных документов
Документальную комплектацию на лицензирование использования взрывопожароопасных объектов следует уточнять заранее, поскольку она может дополнительно включать:
- Уставную документацию с имеющимися изменениями
- Свидетельства о постановке на статистически и налоговый учет, регистрации юр. лица и ОПО
- Ряд других данных (по запросу)
Алгоритм лицензирования
Чтобы оформить лицензию на ОПО, подготовленный комплект документов подают в Ростехнадзор, где инспекторами проверяется полнота объема и достоверность, указанных сведений.
- Несоответствие документации влечет за собой отказ в лицензировании. Заявителю направляют письмо с указанием замечаний, требующих устранения
- Соответствие документов подтверждается проверкой с посещением объекта. Заявитель получает уведомление с датой проведения, необходимыми документами и прочими нюансами, которые должны быть подготовлены к прибытию инспектора
- Полученные результаты актируются. Если они положительные, то заявитель получает лицензию, оформление которой может занимать до 45 дней с момента подачи документов. Отрицательный акт свидетельствует о необходимости устранения указанных замечаний и повторной подачи документов
Обращение к профессионалам гарантирует положительный результат и лицензирование ОПО максимально быстро
Причины переоформления
Лицензии на химически и взрывопожароопасные производственные объекты, оформленные после 29.04.2014 года – бессрочные. Их переоформление может потребоваться, если изменяются:
- Правовой статус, наименование или адрес юр. лица
- Добавляются адреса реализации лицензируемого вида деятельности
- Список разновидностей работ, являющихся частью лицензируемой деятельности.
Лицензии на ОПО, полученные до указанной даты, также нуждаются в обновлении.
Штрафные санкции
Эксплуатация ОПО без лицензии подпадает под действие статьи 9.1 КоАП РФ, предусматривающей целую серию штрафных санкций. Их суммы варьируются в зависимости от грубости нарушения, определяемой Правительством РФ:
- Для физлиц – от 2 до 5 тысяч рублей
- Для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей или отстранение от должности от полугода до 2 лет
- Для ИП и юридических лиц – от 200 тысяч до 1 млн. рублей с возможной приостановкой производства сроком до 3 месяцев
Своевременное обновление или получение бессрочной лицензии, стоимость которой зависит от количества и месторасположения ОПО, позволит избежать неприятностей, связанных со штрафными санкциями
Требуется ли ИП лицензировать газовою котельную мощностью до 100 КВт, которую он использует?
- Получение лицензии является обязательным для эксплуатирующего предприятия и не зависит от формы его собственности. В данном случае лицензируется не котельная, а ОПО с газопотребляющим оборудованием и газопроводами.
Необходимо ли предприятию, эксплуатирующему сеть газопотребления III класса опасности, объемом до 1 тонны, продлевать лицензию, у которой завершается срок действия?
- С точки зрения Ростехнадзора и Верховного суда РФ, объем потребления газа до 1 тонны не является аргументом для вывода ОПО из Единого реестра. Разрешительный документ на него должен быть не продлен, а переоформлен, что обусловлено изменением наименования лицензируемого вида деятельности и видов работ на уровне закона.
Может ли облагаться штрафами за отсутствие лицензии или ее пролонгации котельная, которая по факту не функционирует?
- Поскольку юридически ОПО используется, штрафные санкции за нарушение требований ПБ допустимы. Целесообразнее не эксплуатирующийся опасный объект – законсервировать или ликвидировать.
Предприятие-пользователь взрывопожароопасных производственных объектов, лицензировал свою деятельность бессрочно в феврале 2014 года. Предусмотрена ли в этом случае актуализация разрешительного документа?
- Все лицензии, полученные до 29.04.2014 года, должны быть переоформлены. Это обусловлено поправками, внесенными в прежнее законодательство в части наименований видов деятельности и работ.
Организация по оказанию услуг в сфере разведки и добычи нефти и газа с помощью мобильной установки «Уодинг», изготовленной в соответствии с ТР ТС, должна оформлять лицензию на эксплуатацию химически и взрывопожароопасных производственных объектов I, II, III классов опасности?
- Начинают с идентификации объекта, чтобы выяснить, опасен ли он. Если да – потребуется его классифицировать. Только наличие лицензии Ростехнадзора дает возможность эксплуатировать объекты 1, 2 и 3 классов опасности.
Подлежит ли лицензированию использование кислородной станции объемом до 1 тонны и оборудованием, функционирующим под давлением до 150 МПа?
- Наличие признака «использования оборудования, функционирующего под избыточным давлением, превосходящим 0,07 МПа, подтверждает, опасность объекта. В соответствии с ФЗ-№116 он должен быть отнесен к 3 классу опасности, подлежащему лицензированию.
Газовая котельная, выведенная из реестра ОПО, используется для отопления многоквартирного дома. Нужно ли лицензировать ее эксплуатацию?
- Для газораспределительной сети оформлять лицензию не требуется, если она исключена из реестра ОПО и не относится к 1-3 классу опасности. Она также не подпадает под такие требования к ОПО как договора со страховыми компаниями, аварийно-спасательными подразделениями, расследование нештатных ситуаций и прочее.
Источник: https://cvetmetremont.ru/services/licenzirovanie-opasnyh-obektov/
Порядок оформления ОПО с нуля
Опасным производственным объектом в соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
- Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
- воспламеняющиеся вещества;
- окисляющиеся вещества;
- горючие вещества;
- взрывчатые вещества;
- токсичные вещества;
- высокотоксичные вещества;
- вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.
- Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
- Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
- Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
- Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Идентификация ОПО
Идентификация опасных производственных объектов (ОПО) – это отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
Идентификацию опасных производственных объектов проводит организация, эксплуатирующая эти объекты, а ответственность за правильность идентификации лежит на руководителе организации.
Согласно статье 2, пункт 3 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:
I класс опасности – чрезвычайно высокая степень опасности объекта;
II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Предварительно должны быть проведены процедуры анализа и оценки объекта, отнесения объекта к той или иной категории опасности.
Идентификация опасных производственных объектов проводится в соответствии с Требованиями к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными приказом Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168.
При осуществлении перерегистрации ОПО процедура идентификации проводится по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.
Промежуточные процедуры оформления ОПО
Помимо идентификации объекту, отнесенному к ОПО, потребуется поставить на учет все технические средства, используемые в производственных процессах. Так, например, подъемные сооружения требуется зарегистрировать еще до введения их в эксплуатацию. Регистрацию осуществляет Ростехнадзор, о чем вносится соответствующая отметка в паспорт оборудования.
Также для ОПО существуют требования по обязательной разработке порядка о производственном контроле или промышленно производственный контроль.
Это документ, содержащий сведения о требованиях, предъявляемых к исполнению работниками и руководством обязанностей по обеспечению промышленной безопасности на объекте.
После утверждения Порядка руководителем предприятия его копия направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Ростехнадзора.
Еще одним важным моментом является прохождение руководителями и специалистами ОПО обучения, касающегося промбезопасности с последующей аттестацией, проводимой также в органах Ростехнадзора.
Процедура страхования ОПО
Страхователь предоставляет Страховщику следующие документы:
- заявление на страхование,
- копию Свидетельства о регистрации ОПО в Государственном реестре ОПО,
- копии документов, подтверждающие право собственности на ОПО,
- карту учета ОПО,
- сведения о наличии страховых случаев (при заключении договора на новый срок с другим Страховщиком)*,
*не предоставляется при страховании по 225-ФЗ впервые.
От чего защищает/не защищает полис ГО ОПО?
По договору обязательного страхования подлежит возмещению:
- Вред жизни, здоровью потерпевшего, в том числе работникам страхователя.
- Вред имуществу (с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества).
- Вред в результате нарушения условий жизнедеятельности (исходя из понесенных потерпевшим расходов, связанных с переездом к месту временного поселения и обратно, проживанием в месте временного поселения, приобретением жизненно важных материальных средств).
По договору обязательного страхования страховщик не возмещает:
- вред, причиненный имуществу страхователя;
- расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих гражданско-правовых обязательств;
- вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;
- убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред;
- если вред потерпевшим причинен в результате диверсий и террористических актов;
- вред, причинённый вследствие событий, определённых п. 1 статьи 964 ГК РФ (война, забастовки, ядерный взрыв, радиация, народные волнения, изъятие, арест, конфискация).
Отсутствие страхового свидетельства на ОПО не только влечет отказ в согласовании разрешительной документации на его функционирование, но также подлежит наказанию в виде административного штрафа, согласно статье 9.19 КоАП, в размере до 500 тысяч рублей.
Оформление разрешения на ввод в эксплуатацию
Далее предприятие может запросить разрешение на ввод готового объекта в эксплуатацию после выполнения работ по капитальному строительству объекта в полном объеме. Его основы:
- выданное ранее разрешение,
- а также соответствие его проектной документации и градостроительному плану.
Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший разрешение на строительство. К заявлению потребуется также приложить пакет документов, состав которого определяется действующим законодательством.
Подготовка документов для постановки ОПО на госучет. Карта учета, сведения характеризующие опасный объект
Для дальнейшей постановки объекта на госучет также потребуется заполнение карты учета ОПО, в состав которой войдут следующие данные:
- наименование и месторасположение предприятия,
- признаки опасности, по которым происходит отнесение производства к ОПО,
- классы опасности,
- виды деятельности, подлежащие лицензированию,
- информация об эксплуатирующей организации,
- и в конечном итоге – сведения о государственной регистрации ОПО.
Стоит отметить, что карта учета в обязательном порядке согласуется Ростехнадзором и является приложением к государственной регистрации ОПО. Полученное разрешение на ввод в эксплуатацию будет рассматриваться в дальнейшем как основание для постановки объекта на государственный учет.
Внесение ОПО в реестр
Следующим важным этапом оформления ОПО является его регистрация. Регистрация ОПО подразумевает под собой отнесение объекта к определенной группе в соответствии со степенью его опасности согласно приложениям 1-2 к Закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» №116-ФЗ, и дальнейшее внесение сведений о нем в реестр ОПО Ростехнадзора (ЕГРОПО).
Обязательства по регистрации опасных производственных объектов возлагаются на собственников законодательно. Об этом говорит пункт 2 статьи 2 вышеуказанного закона №116-ФЗ.
Причем, если опираться на содержание Приказа Ростехнадзора от 04.09.2007 г.
№606, постановка на учет ОПО должна производиться не позднее, чем за 10 дней до начала функционирования данного объекта, то есть с момента получения акта о вводе ОПО в эксплуатацию.
Источник: https://sot1.ru/prombezopasnost/poryadok-oformleniya-opo-s-nulya
Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III класса опасности
Вам необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1, 2, 3 класса опасности?
Обратившись к услугам Инженерно – консалтингового центра «ЭкспертПро», вы получаете сразу комплекс услуг, избежав ненужных хлопот и затратив минимум усилий и времени.
Специалисты нашей компании проведут анализ имеющейся документации и ситуации в целом на соответствие опасного производственного объекта лицензионным требованиям.
При необходимости, мы разработаем программу устранения несоответствий, которые мы так же можем взять на себя.
После приведения объекта в соответствие лицензионным требованиям мы подготовим все необходимые документы для получения лицензии и организуем подачу документов, а также проконтролируем все сопутствующие действия.
Взрывопожароопасные производственные объекты подлежат обязательному лицензированию в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Этот документ является основным документом, подтверждающим законность определенного рода деятельности:
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (взрывопожароопасный и/или химически опасный производственный объект l, ll и lll класса опасности) обязана получить Лицензию на ОПО.
В случае отсутствия Лицензии на эксплуатацию ОПО (лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, лицензии на эксплуатацию химически опасного объекта) организации грозят штрафы и приостановка деятельности до устранения всех нарушений.
Документ регламентирующий получение Лицензии: Постановление правительства №492 от 10 июня 2013 года “О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности”.
Скачать Постановление правительства №492 от 10 июня 2013 года.
Лицензирование ОПО: порядок получения
Для получения лицензии предприятие должно обратится в установленный законом срок в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора с разработанным пакетом документов самостоятельно или прибегнуть к помощи специализированной организации. При этом из-за необходимости в трудоемком оформлении запрашиваемой документации и большой информированности при решении данного вопроса самостоятельное получение лицензии очень затруднительно.
Мы занимаемся разработкой многих видов разрешительных документов в области промышленной безопасности, а так же сопровождением их при согласовании в контролирующих органах, поэтому точно знаем, как осуществить получение, продление или переоформление лицензии на ОПО и поможем Вам решить множество вопросов, касающихся данного вопроса.
После подготовки заявления, формирования пакета документов и направлении их на предоставление лицензии на ОПО, инспектора ведомства рассматривают предоставленный пакет документов, после чего принимают решение об их соответствии или несоответствии лицензионным требованиям. Вся документация должна быть подготовлена профессионально.
В случае некомплектности пакета документов (документы на лицензию ОПО) или несоответствия представленной информации, в получении лицензии на эксплуатацию ОПО может быть отказано.
Во избежание проблем с оформлением документации в соответствии с установленными требованиями специалисты нашей компании помогут Вам получить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта в кратчайшие сроки, избавив от лишних переживаний и сэкономив Вам времени.
Продление Лицензии и последствия отсутствия лицензии на предприятии
Так как срок действия лицензии на ОПО определен Федеральным Законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», то лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности являются бессрочными.
Лицензии, выданные Ростехнадзором ранее с указанием в них срока окончания действия переоформлению не подлежат.
Штраф за отсутствие лицензии Ростехнадзора
Ответственность за отсутствие Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности определена статьей 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
— на должностных лиц — от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
— на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах — влечет наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
— на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
— на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Примечание 1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности ОПО понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством РФ.
Примечание 2. За административные правонарушения, предусмотренные статьей 9.1 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как юридические лица.
Как определяется стоимость получения лицензии?
Полная цена услуг по оформлению Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта 1, 2 и 3 класса опасности всегда определяется индивидуально, после проведения аудита на соответствие лицензионным требованиям.
Стоимость получения Лицензии очень сильно зависит текущей ситуации на предприятии относительно выполнения / невыполнения лицензионных требований.
Обратившись к нам Вы получите бесплатный аудит Вашего предприятия и полную (реальную) стоимость услуг «под ключ».
Источник: https://www.ExpertPro96.ru/licenzii_rostehnadzora/
Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности
ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА +7 812 414-97-18
или напишите свой вопрос на адрес
info@tc-pb.ru
В соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов I, II, III классов опасности обязаны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Эксплуатация ОПО IV класса осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона “О промышленной безопасности ОПО” №116-ФЗ от 21.07.
1997, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНП) и прочими нормативными документами в области промышленной безопасности.
Узнать подробней об обязательных документах для эксплуатации ОПО IV класса опасности Вы можете у наших консультантов по телефону: +7 812 414-97-18 | 8 800 555-70-16 (бесплатная линия).
Лицензирующий орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Подавать заявление на оформление лицензии эксплуатирующая организация должна в территориальное управление Ростехнадзора по своему юридическому адресу.
За исключением, когда в учредительном (уставном) капитале предприятия присутствуют иностранные инвестиции, а также в случае эксплуатации декларируемых опасных производственных объектов 1, 2 классов опасности – тогда лицензию на эксплуатацию ОПО надо получаться в Центральном аппарате Ростехнадзора (г.
Москва).
Срок действия лицензии – бессрочно.
Срок оформления лицензии – 45 рабочих дней с даты приема документов лицензирующим органом.
Реальный срок оформления лицензии – от начала эксплуатации ОПО занимает от 4 до 6 месяцев.
Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности
Лицензия действует на тех адресах, на которых находятся ОПО, которые на момент подачи заявления на оформление лицензии были внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов (эти адреса называются фактическими адресами места осуществления лицензируемого вида деятельности).
В случае добавления ОПО (исключения ОПО) из Реестра, лицензия подлежит переоформлению.
Важно! Адрес осуществления лицензируемого вида деятельность должен совпадать с адресами ОПО, которые отражены в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, которые, в свою очередь, должны совпадать с адресом, указанным в Свидетельстве о праве собственности на здание и / или земельный участок в (на) котором находится ОПО.
Кто должен получать лицензию
На первый взгляд вопрос простой, но и с ним бывают сложности.
Лицензию на эксплуатацию ОПО получает эксплуатирующая организация (ЭО), которая осуществляет свою деятельность на ОПО на основании права собственности или ином другом законном основании (например, на основании договора аренды).
Собственник ОПО (напомним, что ОПО – цех, участок, площадка), передав его в аренду, не имеет к его эксплуатации никакого отношения, а, соответственно, и к лицензии.
Проблем много, проблемы разные. Расскажем о самых распространённых.
Лицензии на эксплуатацию ОПО необходимо переоформлять в случаях:
– изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, – изменению юридического адреса или наименования эксплуатирующей организации, – изменение состава работ, выполняемых в рамках лицензируемого вида деятельности,
– изменение наименования лицензируемого вида деятельности (как, например, до этого существовало две разные лицензии – на эксплуатации – взрывопожароопасных объектов и на эксплуатацию химически опасных объектов. Сейчас таких наименований нет. Есть только “эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности”. Другое наименование не допустимо.)
Внесение изменений в реестр ОПО. Аттестация руководителя по промышленной безопасности А.1. Переоформление лицензии. | Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств и здания котельной. Переоформление лицензии. | Разработка Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛЛПА). Внесение изменений в Реестр ОПО. Переоформление лицензии. |
Рекомендации по теме:
Декларация промышленной безопасности ОПО
План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛЛПА)
План мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО
Идентификация и регистрация опасных производственных объектов I-IV классов опасности
Обучение руководителей и специалистов по правилам промышленной безопасности (А.1, Б, Г, Д)
Обучение рабочих профессий (специальностей)
Источник: http://technoconsgroup.ru/promyshlennyy-konsalting/141-licenziya-na-ekspluataciyu-vzryvopozharoopasnyh-i-himicheski-opasnyh-proizvodstvennyh-obektov-1-2-3-klassov-opasnosti.html
Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
Лицензию обязаны получать все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III классов опасности.
Процесс получения лицензии на опасный производственный объект состоит из анализа и сбора учредительной и эксплуатационной документации, формирования пакета документов, сдачу его в территориальный орган Ростехнадзора по адресу местонахождения организации.
Организации, эксплуатирующие объекты I, II классов опасности, а также имеющие иностранный капитал, подают пакет документов в центральный аппарат Ростехнадзора. Организации, эксплуатирующие объекты III класса опасности, подают документы по месту нахождения исполнительного органа (юридического адреса).
После подачи в Ростехнадзор пакет документов проходит проверку, по результатам которой либо назначается выездная проверка (если документы соответствуют требованиям), либо заявителю направляется письмо об устранении замечаний (если проверка документов не пройдена).
После назначения выездной проверки заявителю в течении нескольких дней приходит уведомление о проведении выездной проверки, где указаны все детали будущей проверки – от даты до перечня документов, которые необходимо подготовить к приезду инспектора.
После проведения выездной проверки оформляется акт. Если акт положительный – в срок 30 рабочих дней (при переоформлении) или 45 рабочих дней (при оформлении) с даты подачи пакета документов заявитель получает лицензию.
Если акт отрицательный – необходимо устранить все замечания на объекте и подавать документы снова.
Переоформление лицензии на эксплуатацию производственных объектов может занимать и меньший срок, при смене реквизитов, наименования, адреса организации этот срок составляет 10 рабочих дней. По всем остальным причинам переоформления – 30 рабочих дней.
В какой срок после регистрации опо нужно получить лицензию?
Законодательно не регламентирован срок от момента регистрации опасного производственного объекта до его лицензирования. Поскольку надзорное ведомство не имеет возможности установить период заведомого нарушения требований о лицензировании.
Однако в случае выявления эксплуатации объекта, подлежащего лицензирования, но осуществляющего свою деятельность без лицензии, юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) грозит штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.9.1 КоАП РФ).
Кто осуществляет лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности?
Лицензирование взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору – (Ростехнадзор).
Соискатель лицензии подаёт заявительные документы по месту нахождения юридического лица.
Какие лицензии подлежат переоформлению?
Все лицензии, выданные до 02.11.2011 считаются бессрочными. Однако с введением классов опасности и новых видов деятельности лицензии необходимо переоформлять. Поэтому, если Ваша лицензия выдана до 2014 года весьма вероятно, что ее нужно переоформлять.
Также подлежат переоформлению лицензии в связи с:
- изменением данных организации (адрес, наименование и т.д.);
- изменением перечня работ в составе лицензируемого вида деятельности;
- изменением адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.
Какие документы необходимо предоставить для получения лицензии?
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492 “О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности”
Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:
а наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;
б наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее – положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”;
в соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу – требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;
г наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 116-ФЗ;
д создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;
е наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;
ж наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу – требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;
з наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;
и наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;
к наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;
л прохождение руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии подготовки и аттестации в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ;
м наличие в соответствии с федеральными законами “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте” договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.
Перечень документов для оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов:
- Устав организации со всеми изменениями;
- Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
- Свидетельства о постановке на налоговый учет;
- Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;
- Карты учета ОПО;
- Сведения, характеризующие ОПО;
- Страховые полисы владельца ОПО;
- Свидетельства о регистрации права собственности на землю, здания, сооружения или копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений;
- Документы, подтверждающие ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию;
- Заключения экспертизы промышленной безопасности и уведомлений Ростехнадзора о внесении в Реестр ЭПБ заключений на технические устройства, здания и сооружения;
- Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
- Положение по организации и осуществлению производственного контроля на ОПО;
- Разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, сертификаты соответствия, декларации соответствия требованиям технических регламентов;
- Протокол об аттестации руководителя (заместителя руководителя) организации в области промышленной безопасности;
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- Договор на обслуживание объекта с профессиональными аварийно-спасательными службами;
- Проектная документация на здания (сооружения), в которых находится ОПО;
- Оригинал имеющейся лицензии (при наличии);
- Иные сведения по запросу.
Источник: https://hna34.ru/litsenziya-na-ekspluatatsiyu-vzryvopozharoopasnykh