- Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума
- Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
- Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
- На референдум не могут выноситься вопросы:
- Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):
- Инициатива проведения референдума принадлежит:
- Назначение референдума
- Кто назначает референдум в РФ: правовые основы в современной России
- Понятие
- История в современной России
- Какие вопросы решают на референдуме
- Кто может инициировать
- Что происходит дальше
- Агитация
- Кто несет расходы
- Как проходит референдум
- Подведем итоги
- — Выборы и референдум
- Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza
- Что предлагается
- Время ания
- Роль Конституционного суда
- Общероссийское ание вместо референдума
- Голосование за не связанные между собой поправки
- Местный референдум: понятие, порядок проведения
- Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме
- Принципы проведения местного референдума
- Принципы действия решений, принятых на местном референдуме
- Правила проведения референдума в России. Досье
- Что такое референдум
- Условия проведения
- Инициативы по проведению плебисцита
- Сбор подписей
- Подведение итогов
Референдум: понятие и статус. Организация и проведение референдума
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного ания утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.
Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.
Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными».
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти.
Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума.
К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.
Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер.
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”.
Референдум РФ (далее также – референдум) – всенародное ание граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):
- Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном ании.
- Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
- Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом .
- Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
- Участие гражданина РФ (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
- Голосование на референдуме (далее – ание) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для ания на референдуме в месте для тайного ания.
Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.
Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное ание проект новой Конституции РФ.
На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ.
Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На референдум не могут выноситься вопросы:
- об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
- об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
- о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
- отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):
- военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
- введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
- последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
- период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.
Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), ание по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.
Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах ания и о результатах референдума.
Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.
Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Инициатива проведения референдума принадлежит:
- не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
- Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
- федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.
Назначение референдума
Референдум назначает Президент РФ.
Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.
Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.
При назначении референдума Президент РФ определяет день ания, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума.
Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), ание по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.
Не допускается совмещение дня ания на референдуме с днем ания на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/referendum-ponyatie-i-status-organizatsiya-i-provedenie-referenduma
Кто назначает референдум в РФ: правовые основы в современной России
Одной из форм реализации граждан на право в выражении своего мнения и участии управления государством в Российской Федерации является референдум. Поговорим более подробно о том, кто назначает референдум в РФ, как его проводят и что он из себя представляет.
Кто назначает референдум в РФ?
Понятие
Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.
Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.
2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай.
Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:
- независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
- полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
- независимость России при общении с другими государствами.
По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.
Ст. 3 Конституции РФ
Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:
- Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
- Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.
Справка. Что же такое референдум? Действующее российское законодательство до 2002 года не содержало его определения. Однако с принятием Федерального закона от 12.06.2002 г.
№ 67-ФЗ под ним стали понимать форму демократии, представляющую собой непосредственное волеизъявление граждан государства по определенным вопросам в виде ания, которая может быть проведена на общегосударственном, региональном или муниципальном уровнях.
Процесс ания на референдуме мало отличается от процесса ания на выборах
История в современной России
Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.
Справка. Впервые на территории нашей страны его провели 17 марта 1991 года. Тогда еще существовал СССР. Вопрос, поставленный перед авшими, заключался в решении о сохранении единого государства или отделении союзных республик от РСФСР. Интересно, что действующим на тот момент советским законодательством процедура предусмотрена не была.
Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года
После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.
На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного ания. После принятия основного закона всенародное ание не было организовано ни разу.
Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года
Какие вопросы решают на референдуме
Круг вопросов, которые решаются в ходе всенародного ания, определен ст. 6 Федерального закона «О референдуме». В их число входят следующие:
- принятие проекта новой Конституции;
- принятие нормативного акта, которое в соответствии с условиями международного договора должно происходить только на всенародном ании.
Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:
- о прекращении или продлении полномочий должностных лиц, действующих на основании международных нормативно-правовых актов (например, в их число входят работники органов СНГ от российской стороны или союзного государства РФ и Беларуси);
- о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан;
- любые вопросы, которые действующее законодательство включает в круг вопросов, решаемых органами власти и должностными лицами общефедерального уровня.
Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.
Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:
- отстранение губернатора или продление его полномочий;
- досрочные выборы губернатора;
- о составе представительных органов власти (например, такой вопрос ставят, если кого-то не устраивает наличие среди региональных депутатов того или иного лица);
- об изменениях регионального или местного бюджета;
- о выборах региональных или местных депутатов;
- о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан.
Кто может инициировать
Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:
- совершеннолетним;
- полностью дееспособным.
Как только гражданин увидел потребность в проведении всенародного ания, он должен создать инициативную группу. Она должна отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О референдуме». Главное из них – количество участников группы. Ниже представлена таблица, на которой схематически изображен состав группы и ее численность.
Таблица. Состав инициативной группы и её численность
1 | Общая группа – требования к количеству не предъявляются |
2 | Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая |
При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.
Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:
- двадцать человек для регионального референдума;
- десять человек для муниципального референдума.
Кроме того, инициатива может исходить от:
- конституционного собрания;
- органов госвласти федерального уровня.
Заседание Госдумы РФ
Что происходит дальше
Если инициатору ания удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.
- назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на ание. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
- происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на ание, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
- после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;
Заседание избирательной комиссии региона
- после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное ание проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;
Для проведения референдума необходимо собрать подписи
- когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
- предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
- если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;
Заседание Центризбиркома РФ
- Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
- если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
- Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.
Статья 23 Федерального закона «О референдуме в РФ»
Агитация
Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:
- Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
- С помощью выпуска агитационных листовок.
- В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
- Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).
Встречи с гражданами в период агитации
Кто несет расходы
Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение ания финансируется из Федерального бюджета.
7 референдумов, изменивших Европу
Как проходит референдум
Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет .
Справка. Как и в ходе выборов, ание проводят в приспособленном для этого помещении. Оно обязательно должно быть оборудовано закрытыми кабинами. Для выражения своего волеизъявления гражданам предоставляют бюллетень.
Он должен содержать следующие реквизиты:
- вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
- графы «за» и «против»;
- подробное описание правил заполнения бюллетеня.
Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.
Бюллетень референдума 1993 года
Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения ания население информируют посредством СМИ.
Голосование на референдуме
По завершении ания избирательные комиссии на местах проводят подсчет , после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов ания. Может быть принято одно из двух решений:
- о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
- о непринятии такого нормативного акта.
По завершении ания проводят подсчет
Подведем итоги
Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России.
Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком.
Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату ания. Само ание проходит точно так же, как выборы.
О том как осуществляется назначение выборов Президента РФ вы можете узнать, прочитав статью на нашем портале.
— Выборы и референдум
Источник: https://yr-expert.com/kto-naznachaet-referendum-v-rf-pravovye-osnovy/
Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza
11 марта Госдума и Совфед приняли закон о поправках к Конституции РФ. Вторая и третья его статьи посвящены механизму принятия поправок.
Эта процедура очень необычна и включает в себя оценку поправок Конституционным судом и общенародное ание — ни того ни другого раньше не делалось, и этот механизм ранее не был записан ни в каких законах. Тем временем ЦИК уже принял за основу проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского ания».
«Медуза» попросила кандидата юридических наук, члена совета движения «Голос» Аркадия Любарева оценить, насколько все это соответствует российской Конституции и общепринятым демократическим стандартам.
Что предлагается
Статья 136 Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия .
Это значит, что для их принятия требуется не менее двух третей депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей членов Совета Федерации.
Далее в статье 136 говорится, что поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ.
Между тем принятый закон о поправках предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья статья этого закона.
В ней говорится, что президент направляет в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции.
КС, в соответствии с данной статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.
Если суд даст отрицательное заключение, поправки в силу не вступают и общероссийское ание не проводится.
Если заключение окажется положительным, вступает в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское ание, которое президент и назначает.
Если за поправки проголосуют более половины граждан от числа принявших участие в ании, поправки, изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если меньше — не вступят.
Время ания
Сама по себе идея проведения общероссийского ания по поправкам, вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна.
Принципиальный вопрос: в какой момент проводится ание? Если бы оно проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации, но до ания в региональных парламентах, никакого противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют, выражают свое мнение.
И на основе волеизъявления жителей каждого региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.
Но ать предлагается тогда, когда свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. Если народ проголосует за, то проблемы не будет.
А если против? Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность. Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.
Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя третями региональных парламентов.
Роль Конституционного суда
Проблема с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая проблема.
Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование о недельном сроке.
Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые сроки.
Общероссийское ание вместо референдума
Статья 3 Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское ание»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.
На самом деле общероссийское ание по поправкам к Конституции подпадает под признаки референдума, которые содержатся в российском законодательстве. То есть по сути оно является референдумом.
Но законодатели не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
Поэтому и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.
Российское законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан на участие в референдуме — и граждане их лишаются.
А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого на референдум, и правил агитации за и против, и правил финансирования такой агитации, и порядка проведения ания и подсчета под наблюдением представителей разных политических сил, и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех придумали коротенькие правила проведения ания и запихнули их во вторую статью закона о поправках.
Подробно процедура ания должна быть прописана в документе, который называется «Порядок подготовки и проведения общероссийского ания» и который должна принять ЦИК.
В том проекте, который уже принят ЦИК за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением ания. В первую очередь это касается контроля за досрочным анием и анием на дому.
На это обращали внимание несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме. Что решит в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой контроль не заметно.
Голосование за не связанные между собой поправки
Еще одна проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки, с этими блоками не связанные.
Тем самым президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам предлагается ать либо за, либо против всего пакета поправок. И те, кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены возможности выразить свою волю.
В ЦИК ание за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным обедом. Но это не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно, то никто насильно засовывать его в рот не будет.
Кремлевские политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться от чего-то не предполагается.
Но в этом случае ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что называется, в нагрузку.
Источник: https://meduza.io/feature/2021/03/11/popravki-v-konstitutsiyu-prinimayut-po-ochen-protsedure-kotoraya-ranshe-nigde-i-nikogda-ne-ispolzovalas-ona-voobsche-zakonna
Местный референдум: понятие, порядок проведения
Определение 1
Местный референдум является одной из форм непосредственного местного самоуправления, которое выполняется населением — конкретно, решением вопросов местного значения, которое осуществляется анием граждан РФ, которые обладают правом на участие в таком мероприятии.
Такой референдум должен проходить исключительно на всей территории муниципального образования. Если действует военное/чрезвычайное положение, то такое мероприятие не проводится, а также не назначается на время их действия, а также в течение трех месяцев после их отмены.
Замечание 1
Принципы/техника проведения местного референдума идентична используемым на выборах.
Местный референдум не относится к распространенным формам местного самоуправления, выполняемым непосредственно.
Пример 1
С 12.12.1993 года в Екатеринбурге не было зафиксировано ни одного такого референдума.
Основной причиной этого является то, что процедура проведения местных референдумов является слишком усложненной.
Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме
На таких референдумах могут рассматриваться исключительно вопросы, имеющие местное значение. В пределах этих границ вопросы, которые подлежат обязательному вынесению на местные референдумы, определяются конституцией (либо уставом), федеральными законами и законами субъектов государства, а также уставом муниципального образования.
Вопросы, которые выносятся на местный референдум, не должны ограничивать/отменять человеческие и гражданские права/свободы общепризнанного характера, а также конституционные гарантии их реализации.
Также они не должны расходиться с законодательствами Российской Федерации и соответствующего ее субъекта.
Вопросы должны иметь такую формулировку, которая исключает вероятность множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятых решений.
Не могут выноситься на местный референдум следующие типы вопросов:
- о досрочном прекращении/продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов/должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее, включая дачу их согласия на это;
- о принятии/изменении, исполнении/изменении финобязательств муниципального образования;
- принятии чрезвычайных/срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.
Прочие ограничения вопросов референдума не допускаются. При этом запрещается рассматривать в качестве таковых технические требования к оформлению вопроса.
Замечание 2
Если объем текста рассматриваемого проекта муниципального правового акта свыше 200 слов, то формулировка вопроса должна содержать не более 50 слов описания, которое конкретно определяет содержание этого акта.
Опиши задание
Принципы проведения местного референдума
Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд).
Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения.
Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).
Замечание 3
Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.
Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня ания).
Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.
Пример 2
Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.
Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым.
Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня ания на референдуме уполномоченный орган может перенести это ание согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с анием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем ания на другом референдуме.
Инициаторами референдума могут выступать:
- граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
- избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
- представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.
Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган.
В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет.
Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.
Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.
Замечание 4
Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.
Принципы действия решений, принятых на местном референдуме
Решение, которое было принято в ходе референдума, является обязательным и не требует дополнительного утверждения. Решение местного референдума распространяется на всю территорию муниципального образования, в котором он был проведен.
Также оно должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления в том порядке, согласно которому регистрируются нормативные правовые акты необходимого уровня. Эта норма имеет очень большую важность, так как характеризует юридическую силу решения, которое было принято на референдуме.
Также это является отличием референдума от ания касательно вопросов изменения границ муниципальных образований и прочих их преобразований.
Юридическая сила решения по мнению некоторых, напрямую предопределяет характер и границы регулирующего действия, его обязательность и территориальные границы, а также основания для его вероятной отмены/изменения (согласно научно-практическому комментарию к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / М„ 2003. С. 607).
Решение местного референдума можно отменить/изменить посредством принятия другого решения на референдуме, который проводится не ранее 2 лет с принятия прошлого решения или признания его недействительным в судебном порядке. Если на референдуме был принят нормативный правовой акт, то его можно изменить в том порядке, который прописан в этом правовом акте.
Замечание 5
Если такового нет, то изменения вносятся в порядке, который предусматривается для внесения изменений в этот правовой акт. Подобные изменения должны вноситься не раньше, чем через 5 лет с момента принятия решения.
Отмена решения местного референдума в судебном порядке производится на следующих основаниях:
- установленный порядок проведения референдума был нарушен, что повлекло невозможность изъявления действительной воли его участников;
- закон субъекта страны или устав муниципального образования, на основании которых был проведен местный референдум, не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам или законам ее субъекта, которые действовали в момент проведения референдума, что повлекло невозможность выявления действительной воли его участников;
- решение референдума не соответствует Конституции страны, федеральным законам, а также законам субъекта государства.
Замечание 6
Подобные нормы довольно трудны для исполнения, особенно касающиеся признания несоответствия нормативных актов Конституции, так как подобные полномочия имеет только КС РФ.
Если результаты проведенного местного референдума признаны недействительными, то комиссия, организовавшая ание на нем, назначает повторное ание.
Если для выполнения решения референдума необходимо издать нормативный правовой акт, то орган местного самоуправления/его должностное лицо (имеющее соответствующую компетенцию) должны в течение 15 дней с момента вступления решения в силу определить срок подготовки/принятия такого акта — такой срок не должен быть более 90 дней.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/mestnyj-referendum/
Правила проведения референдума в России. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2021 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе.
С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от “Справедливой России” Ильи Свиридова.
Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.
Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года – о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года – о доверии президенту России Борису Ельцину.
Последний всероссийский референдум – по принятию новой конституции – проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации.
В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проавших высказались за принятие основного закона, против – 41,57%.
Что такое референдум
Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа.
Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.
Условия проведения
Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.
Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.
Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.
Инициативы по проведению плебисцита
Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.
Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.
Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум.
Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов.
Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.
На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).
После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.
Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.
Сбор подписей
После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.
Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки.
Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных.
По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.
Подведение итогов
Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству его участников.
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.
Источник: https://tass.ru/info/5440292